"Россини" музыкальный дивертисмент
Дирижер - Евгений Самойлов
Сценическая композиция - Станислав Митин
Художники по костюмам - Валентин Юдашкин Вячеслав Зайцев
Хормейстеры - Наталья Попович, Сергей Лысенко
Премьера - 9 июля 1992 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 15 минут
Поставленный в год двухсотлетия со дня рождения композитора, оперный дивертисмент "Россини" "озвучил" восторженные эпитеты, которыми наградили знаменитого итальянца современники и потомки - "упоительный", "гениальный", "солнце Италии".
Первая часть дивертисмента, включающая арии из "Севильского цирюльника" и "Золушки", хор из "Вильгельма Телля", и небольшие вокальные миниатюры наглядно доказывает, как любят и умеют шалить оперные артисты. Дивертисмент начинается увертюрой к опере "Итальянка в Алжире", в музыкальную ткань которой несколько меланхоличный Фигаро, молчаливо, но отнюдь не безучастно присутствующий на сцене весь спектакль, остроумно вплетает гулкий звук вылетающей из бутылки пробки и радостное шипение льющегося шампанского. Этот божественный напиток он будет предлагать понравившимся ему певцам. Например, Эльвире Хохловой, исполняющей каватину Розины из оперы "Севильский цирюльник" столь страстно и пламенно, что невольно вспоминается итальянское прозвище этой арии - "каватина гадюки" (сверкающее холодным металлическим блеском платье подчеркивает сходство). А от очаровательных сопрано, кокетливо и изящно спевших дуэт-буффо двух кошек, Фигаро стремительно бежал. Видимо он разделяет достаточно прохладное отношение Россини (боготворившего контральто) к сопрано, напоминавшим ему мяуканье котов, раздирающих слух зрителей. Этой подробностью из биографии маэстро поделился со зрителями сам дирижер. Тоже, к слову сказать, хулиганивший во всю: то нарочито рассеянно помахивавший палочкой, то заигрывавший с певицами, а то и вовсе покидавший дирижерский пульт. Так, вручив Елене Свечниковой ноты арии Арджене из оперы "Кир в Вавилоне", Евгений Самойлов не стал "затруднять" себя работой, а вольготно уселся в кресло и приготовился слушать. Певице волей-неволей пришлось самой разбираться в бесконечных si этой арии, написанной композитором для некой актрисы, имевшей лишь одну "недурную ноту" - си бемоль первой октавы. Завершает первую часть дивертисмента изумительный, похожий на шумный, беспокойный птичий щебет секстет из оперы "Золушка".
После антракта зрителям, до сих пор слушавшим отрывки из жизнерадостных опер-buff, предстоит познакомится с фрагментами из "серьезных" творений Россини: проникновенной "Stabat Mater" (плач Богоматери о распятом Христе), печальным "Прощанием с жизнью", Маленькой торжественной мессой "Agnus Dei". Однако до конца выдержать патетический тон создателям дивертисмента не удается. Рядом с возвышенной духовной музыкой совершенно неожиданно оказывается задорный, стремительный, полный головокружительных рулад септет из "Итальянки в Алжире".
Достойной точкой спектакля стала простая и торжественная как оратория молитва из оперы "Моисей в Египте", соединившая в едином порыве голоса солистов и хора.