"Россини" музыкальный дивертисмент
Дирижер - Евгений Самойлов
Сценическая композиция - Станислав Митин
Художники по костюмам - Валентин Юдашкин Вячеслав Зайцев
Хормейстеры - Наталья Попович, Сергей Лысенко
Премьера - 9 июля 1992 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 15 минут
Поставленный в год
двухсотлетия со дня рождения композитора, оперный дивертисмент
"Россини" "озвучил" восторженные эпитеты, которыми наградили
знаменитого итальянца современники и потомки - "упоительный",
"гениальный", "солнце Италии".
Первая часть
дивертисмента, включающая арии из "Севильского цирюльника" и "Золушки",
хор из "Вильгельма Телля", и небольшие вокальные миниатюры наглядно
доказывает, как любят и умеют шалить оперные артисты. Дивертисмент
начинается увертюрой к опере "Итальянка в Алжире", в музыкальную ткань
которой несколько меланхоличный Фигаро, молчаливо, но отнюдь не
безучастно присутствующий на сцене весь спектакль, остроумно вплетает
гулкий звук вылетающей из бутылки пробки и радостное шипение льющегося
шампанского. Этот божественный напиток он будет предлагать
понравившимся ему певцам. Например, Эльвире Хохловой, исполняющей
каватину Розины из оперы "Севильский цирюльник" столь страстно и
пламенно, что невольно вспоминается итальянское прозвище этой арии -
"каватина гадюки" (сверкающее холодным металлическим блеском платье
подчеркивает сходство). А от очаровательных сопрано, кокетливо и изящно
спевших дуэт-буффо двух кошек, Фигаро стремительно бежал. Видимо он
разделяет достаточно прохладное отношение Россини (боготворившего
контральто) к сопрано, напоминавшим ему мяуканье котов, раздирающих
слух зрителей. Этой подробностью из биографии маэстро поделился со
зрителями сам дирижер. Тоже, к слову сказать, хулиганивший во всю: то
нарочито рассеянно помахивавший палочкой, то заигрывавший с певицами, а
то и вовсе покидавший дирижерский пульт. Так, вручив Елене Свечниковой
ноты арии Арджене из оперы "Кир в Вавилоне", Евгений Самойлов не стал
"затруднять" себя работой, а вольготно уселся в кресло и приготовился
слушать. Певице волей-неволей пришлось самой разбираться в бесконечных
si этой арии, написанной композитором для некой актрисы, имевшей лишь
одну "недурную ноту" - си бемоль первой октавы. Завершает первую часть
дивертисмента изумительный, похожий на шумный, беспокойный птичий щебет
секстет из оперы "Золушка".
После антракта
зрителям, до сих пор слушавшим отрывки из жизнерадостных опер-buff,
предстоит познакомится с фрагментами из "серьезных" творений Россини:
проникновенной "Stabat Mater" (плач Богоматери о распятом Христе),
печальным "Прощанием с жизнью", Маленькой торжественной мессой "Agnus
Dei". Однако до конца выдержать патетический тон создателям
дивертисмента не удается. Рядом с возвышенной духовной музыкой
совершенно неожиданно оказывается задорный, стремительный, полный
головокружительных рулад септет из "Итальянки в Алжире".
Достойной точкой
спектакля стала простая и торжественная как оратория молитва из оперы
"Моисей в Египте", соединившая в едином порыве голоса солистов и хора.