"Мария Стюарт" Г.Доницетти, либретто Дж.Бардари

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel

"Мария Стюарт" Г.Доницетти, либретто Дж.Бардари
Музыкальный руководитель - Евгений Колобов
Режиссер - Станислав Митин
Художник - Алла Коженкова
Дирижер - Сергей Лысенко
Премьера - 3 декабря 1992 года
Опера исполняется на итальянском языке
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 20 минут

Гаэтано Доницетти известен прежде всего как создатель оперы "Любовный напиток", одна из арий которой ("Una Furtiva Lagrima") - почти обязательный номер в концертах теноров всего мира. Евгений Колобов, прославивший свой театр постановками малоизвестных или по-новому интерпретированных опер, обратившись к творчеству Доницетти выбрал никогда ранее в России не исполнявшуюся "Марию Стюарт".

Думается нет смысла пересказывать историю шотландской королевы Марии, казненной Елизаветой Английской. Отметим лишь то, как виртуозно либреттист Джузеппе Бардари перекроил трагический конфликт на мелодраматический лад. Елизавету, кажется, гораздо больше занимает то, что граф Лестер отдает предпочтение Марии, а не ей, нежели притязания соперницы на английский престол. Именно безразличие Лестера, да отчасти презрительное "бастард", брошенное Марией в лицо Елизавете, вынуждает королеву Англии подписать смертный приговор своей царственной сестре.

Действие спектакля разворачивается во дворце Елизаветы. Место действия лишь намечено художником - черные ширмы по бокам, деревянные рамы, исполняющие роль дверей, в глубине сцены, да трехступенчатый помост в центре. Вот и все декорации. Вызывает некоторое недоумение то, что покои английской королевы украшены французскими лилиями. Впрочем, это не так режет глаз, как назойливое использование помоста в роли трибуны - с завидным постоянством певцы поднимаются на него, дабы исполнить свои арии. Что и говорить, режиссуру Станислава Митина сложно назвать выдающейся. Лишь два момента - начало и финал спектакля - позволяют говорить о его постановочных усилиях.

Во время увертюры, заявляющей музыкальные темы оперы, обозначается и сюжетная линия будущего спектакля: прежде чем перед зрителями предстанут основные герои трагедии, шут королевы Елизаветы вытирает своим платком кровавое пятно, расплывшееся красным лучом прожектора на помосте. В финале же состоится подлинная казнь Марии. В красном платье, с завязанными белым платком глазами поднимается Мария на эшафот, воздевает к небу деревянный крест, медленно с последними тактами музыки гаснет свет, и лишь один луч высвечивает кроваво-красную фигуру Марии из темноты. Заключительный аккорд спектакля - несколько секунд тишины.

Певцы и оркестранты "Новой оперы" как всегда достойны самых искренних похвал.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.