"Двое Фоскари" Джузеппе Верди, Либретто Ф.М.Пьяве по трагедии Байрона
Музыкальный руководитель и дирижер - Евгений Самойлов
Режиссер - Валерий Раку
Сценография и костюмы - Виктор Герасименко
Хормейстер - Виктор Кутураев
Премьера - 26 марта 1995 года
Опера исполняется на итальянском языке
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 10 минут
"Двое Фоскари" не
принадлежит к числу широко известных произведений Верди. В основу
либретто оперы, написанной в 1844 году тридцатилетним композитором,
была положена одноименная трагедия Дж. Байрона, также мало знакомая
большому кругу читателей.
В центре пьесы
Байрона, основанной на подлинных исторических событиях, судьба
семейства Фоскари. Сына старого венецианского дожа Франческо Фоскари -
Якопо Фоскари - обвиняют в убийстве одного из членов Совета Десяти.
Несмотря на вмешательства отца, Якопо Фоскари приговаривают к изгнанию.
Старый дож узнает о невиновности сына, но правда проясняется слишком
поздно - не вынеся разлуки с семьей и домом, Якопо умирает. Вслед за
известием о смерти сына приходит и еще одна новость - Совет Десяти
освобождает Франческо Фоскари от его полномочий. Не в силах вынести
обрушившихся на семью несчастий старый Фоскари умирает.
Трагедия о Роке,
обрушившемся на семью Фоскари, интерпретирована создателями спектакля
как опера камерная. Партитура такую трактовку вполне допускает - в
строгой, хотя и лишенной трагедийной патетики музыке, еще нет мощи,
размаха и монументальности, свойственных творчеству зрелого Верди.
Художник Виктор Герасименко по-своему поддержал идею интимного
спектакля. И без того небольшую сцену театра он сжал черными ставками,
оставив актерам небольшой пятачок, плотно заставленный креслами с
огромными высокими спинками, напоминающими острия копий. Контрастом к
строгой, лаконичной, хотя и не совсем удобной для актеров сценографии
выглядели вызывающе условные, по оперному красочные костюмы и яркий,
эффектный грим. Все вместе наводило на мысль, что создатели спектакля
решили "поиграть" в оперу, однако, поозорничав с пространством и
сценическим оформлением, похулиганить с партитурой Верди им все-таки не
хватило смелости - актеры пели искренно, не допуская и тени иронии в
адрес своих героев.