"Двое Фоскари" Джузеппе Верди, Либретто Ф.М.Пьяве по трагедии Байрона
Музыкальный руководитель и дирижер - Евгений Самойлов
Режиссер - Валерий Раку
Сценография и костюмы - Виктор Герасименко
Хормейстер - Виктор Кутураев
Премьера - 26 марта 1995 года
Опера исполняется на итальянском языке
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 10 минут
"Двое Фоскари" не принадлежит к числу широко известных произведений Верди. В основу либретто оперы, написанной в 1844 году тридцатилетним композитором, была положена одноименная трагедия Дж. Байрона, также мало знакомая большому кругу читателей.
В центре пьесы Байрона, основанной на подлинных исторических событиях, судьба семейства Фоскари. Сына старого венецианского дожа Франческо Фоскари - Якопо Фоскари - обвиняют в убийстве одного из членов Совета Десяти. Несмотря на вмешательства отца, Якопо Фоскари приговаривают к изгнанию. Старый дож узнает о невиновности сына, но правда проясняется слишком поздно - не вынеся разлуки с семьей и домом, Якопо умирает. Вслед за известием о смерти сына приходит и еще одна новость - Совет Десяти освобождает Франческо Фоскари от его полномочий. Не в силах вынести обрушившихся на семью несчастий старый Фоскари умирает.
Трагедия о Роке, обрушившемся на семью Фоскари, интерпретирована создателями спектакля как опера камерная. Партитура такую трактовку вполне допускает - в строгой, хотя и лишенной трагедийной патетики музыке, еще нет мощи, размаха и монументальности, свойственных творчеству зрелого Верди. Художник Виктор Герасименко по-своему поддержал идею интимного спектакля. И без того небольшую сцену театра он сжал черными ставками, оставив актерам небольшой пятачок, плотно заставленный креслами с огромными высокими спинками, напоминающими острия копий. Контрастом к строгой, лаконичной, хотя и не совсем удобной для актеров сценографии выглядели вызывающе условные, по оперному красочные костюмы и яркий, эффектный грим. Все вместе наводило на мысль, что создатели спектакля решили "поиграть" в оперу, однако, поозорничав с пространством и сценическим оформлением, похулиганить с партитурой Верди им все-таки не хватило смелости - актеры пели искренно, не допуская и тени иронии в адрес своих героев.