"О, Моцарт! Моцарт..." (на основе оперы Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери")
Автор музыкальной редакции и дирижер - Евгений Колобов
Постановка - Владимир Васильев
Хормейстеры - Наталья Попович и Сергей Лысенко
Сценография и костюмы - Виктор и Рафаил Вольские
Премьера - 17 февраля 1995 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность - 1 час 15 минут
Неразгаданная тайна смерти Моцарта и исповедь Сальери
перед собственной кончиной со временем породили предположение о том,
что гениальный композитор был отравлен своим менее удачливым собратом
по искусству. Версия эта, не имеющая ни убедительных доказательств, ни
опровержений, легла в основу пушкинской драмы "Моцарт и Сальери".
Спустя почти 70 лет тема "гения и злодейства" привлекла внимание
Римского-Корсакова, создавшего, на основе пушкинской маленькой трагедии
одноименную оперу.
Постановщик спектакля
Владимир Васильев не берется обвинять или оправдывать Сальери. "Я
одинаково люблю в этом произведении и Моцарта, и Сальери, неразрывно
связанных великой тайной бытия и смерти", - признается он. Видимо
потому, помимо оперы Римского-Корсакова в спектакле звучат фрагменты из
"Реквиема" и фортепьянного концерта 23 Моцарта и увертюра к опере
"Тарар" Сальери. "Я не ставлю перед собой задачу ответить на вопрос:
Было - не Было, - продолжает Васильев, - для меня гораздо важнее
главное, что служит стержнем, основой музыкального театра: Музыка!
[...] Я хочу видеть Музыку, видеть и слышать души и сердца героев."
Вопреки
вышесказанному, сценографическое решение спектакля довольно наглядно
демонстрирует расставленные постановщиком акценты. Одетый в темное,
мрачный, суровый Сальери невольно ассоциируется с загадочным
моцартовским "черным человеком". Сальери здесь - вдохновенное зло -
мощное, неукротимое, яростное (именно так звучат его страстные
партии-монологи). Моцарт же - светлый, чистый гений, творящий и живущий
легко и радостно, озаряющий мир сиянием своего искусства. Даже скрипка
уличного, безбожно фальшивящего музыканта, найденного Моцартом в одном
из кабаков, словно по мановению волшебной палочки начинает петь нежно и
чисто, взлетая звуком своего голоса над большим оркестром.
Отдельно хочется
отметить великолепную работу хормейстеров, благодаря которым хор можно
назвать третьим героем спектакля. Подлинным моментом его торжества стал
финал. Сначала тихо и приглушенно, но постепенно набирая силу и мощь
торжественно и вдохновенно звучит божественный моцартовский "Реквием".
Партию Моцарта в
разных составах поют: Марат Гареев, Всеволод Гривнов, Дмитрий Пьянов.
Партию Сальери исполняют: Айк Мартиросян, Тигран Мартиросян, Игорь
Матюхин.