"О, Моцарт! Моцарт..." (на основе оперы Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери")

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel

"О, Моцарт! Моцарт..." (на основе оперы Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери")
Автор музыкальной редакции и дирижер - Евгений Колобов
Постановка - Владимир Васильев
Хормейстеры - Наталья Попович и Сергей Лысенко
Сценография и костюмы - Виктор и Рафаил Вольские
Премьера - 17 февраля 1995 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность - 1 час 15 минут

Неразгаданная тайна смерти Моцарта и исповедь Сальери перед собственной кончиной со временем породили предположение о том, что гениальный композитор был отравлен своим менее удачливым собратом по искусству. Версия эта, не имеющая ни убедительных доказательств, ни опровержений, легла в основу пушкинской драмы "Моцарт и Сальери". Спустя почти 70 лет тема "гения и злодейства" привлекла внимание Римского-Корсакова, создавшего, на основе пушкинской маленькой трагедии одноименную оперу.

Постановщик спектакля Владимир Васильев не берется обвинять или оправдывать Сальери. "Я одинаково люблю в этом произведении и Моцарта, и Сальери, неразрывно связанных великой тайной бытия и смерти", - признается он. Видимо потому, помимо оперы Римского-Корсакова в спектакле звучат фрагменты из "Реквиема" и фортепьянного концерта 23 Моцарта и увертюра к опере "Тарар" Сальери. "Я не ставлю перед собой задачу ответить на вопрос: Было - не Было, - продолжает Васильев, - для меня гораздо важнее главное, что служит стержнем, основой музыкального театра: Музыка! [...] Я хочу видеть Музыку, видеть и слышать души и сердца героев."

Вопреки вышесказанному, сценографическое решение спектакля довольно наглядно демонстрирует расставленные постановщиком акценты. Одетый в темное, мрачный, суровый Сальери невольно ассоциируется с загадочным моцартовским "черным человеком". Сальери здесь - вдохновенное зло - мощное, неукротимое, яростное (именно так звучат его страстные партии-монологи). Моцарт же - светлый, чистый гений, творящий и живущий легко и радостно, озаряющий мир сиянием своего искусства. Даже скрипка уличного, безбожно фальшивящего музыканта, найденного Моцартом в одном из кабаков, словно по мановению волшебной палочки начинает петь нежно и чисто, взлетая звуком своего голоса над большим оркестром.

Отдельно хочется отметить великолепную работу хормейстеров, благодаря которым хор можно назвать третьим героем спектакля. Подлинным моментом его торжества стал финал. Сначала тихо и приглушенно, но постепенно набирая силу и мощь торжественно и вдохновенно звучит божественный моцартовский "Реквием".

Партию Моцарта в разных составах поют: Марат Гареев, Всеволод Гривнов, Дмитрий Пьянов. Партию Сальери исполняют: Айк Мартиросян, Тигран Мартиросян, Игорь Матюхин.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.