"Гамлет" Амбруаз Тома

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel

"Гамлет" Амбруаз Тома
Либретто М.Карре и Ж.Барбье по одноименной трагедии У.Шекспира
Музыкальная редакция и оркестровка Евгения Колобова
Дирижер - Дмитрий Волосников
Режиссер - Валерий Раку
Премьера - 4 ноября 2000 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность 2 часа 15 минут

Человеку далекому от музыки имя композитора Амбруаза Тома малознакомо. Француз; современник Берлиоза, Сен-Санса, Оффенбаха, Бизе и Верди; один из основоположников жанра лирической оперы. Для либретто своих музыкальных произведений как правило выбирал сюжеты из классической литературы: "Сон в летнюю ночь" (по одноименной пьесе Шекспира), "Миньон" (по мотивам "Годы учения Вильгельма Мейстера" Гете), "Франческа да Римини" (по "Божественной комедии" Данте). Однако пиетета перед великой литературой Тома явно не испытывал: его творения отличаются поверхностью трактовки сюжетов, весьма вольной интерпретацией фабул используемых для либретто произведений.

Как повод для самовыражения был воспринят композитором и текст шекспировского "Гамлета", по мотивам которого в 1868 году Тома создал одноименную оперу. В России это произведение, впервые поставленное на сцене шелапутинского театра в 1892 году, исполнялось редко (да и то в концертах). Спустя столетие к этому музыкальному раритету обратился театр "Новая Опера". Существенные изменения, внесенные в сюжет либреттистами Карре и Барбье, создатели спектакля дополнили своими коррективами, сократив пятиактную махину до двух актов. Со сцены были убраны Лаэрт, Полоний, балетные сцены и жизнеутверждающий финал (у Тома Гамлет, убив Клавдия и сослав мать в монастырь, воцаряется на троне Дании). Колобов лично отредактировал партитуру и пригласил на постановку небезызвестного кинорежиссера А.Сокурова. Однако театральный роман двух маэстро не задался. Сокуров от работы отказался, и Колобов, потеряв интерес к спектаклю, передал его в руки штатного режиссера своего театра Валерия Раку и дирижера Дмитрия Волосникова.

Поговаривают, что идея переместить оркестр вглубь сцены осталась в спектакле как "сокуровское наследство". Оркестровая яма, застеленная черным целлофаном и заваленная еловыми ветками, превратилась в ров. Полукруглый деревянный помост, обрамляющий сцену - в крепостную стену. Центром сценографической композиции стал выдвигающийся горбатый мостик. Когда режиссеру нужно подчеркнуть важность происходящего и вывести действие на авансцену, чудо-мост с тихим шорохом, легко постукивая шестеренками и тем самым аккомпанируя артистам, медленно ползет вперед. Эффект трагикомичный (ибо непонятно - плакать или смеяться от того, что в жертву техническому прогрессу отдается музыка), но режиссера это похоже не смущает.

"Гамлет" в "Новой Опере" получился спектаклем не столько о принце Датском, сколько об Офелии. Впрочем, версия шекспировской пьесы, предложенная композитору либреттистами к тому весьма располагает. В отличии от литературного прототипа оперный Гамлет не философ и вопросом "быть или не быть" не задается: любовь и месть - лишь эти чувства ведут его по жизни. Принц Датский влюблен в Офелию, Офелия любит принца. Все идет прекрасно, пока не появляется призрак отца Гамлета и не открывает сыну обстоятельства своей смерти. Увлекшись идей мести, Гамлет забывает о любимой девушке. А та, не в силах пережить одиночества, сходит с ума. Смерть Офелии возвращает Гамлета к реальности. "Не надо слез, не надо крови. Милый призрак, карающий призрак! Моя душа в могиле", - рыдает Гамлет над трупом возлюбленной.

Ну скажите пожалуйста, разве может трогательность, преданность и способность без остатка раствориться в любимом человеке сравниться с лихорадочной игрой воображения и жаждой мести. Да никогда! Смейся, паяц, над разбитой любовью... Плачь, зритель, над судьбой бедняжки Офелии...

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.