Чем школа дураков лучше школы уродов

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
«Народные перформансы» – кривое зеркало современного русского искусства.
«Школа уродов» — одно из самых популярных сообществ Живого Журнала. Его читают более 10 тысяч человек. Цель сообщества (а точнее, «коммуны») — «отфильтровывание смелых фото… «заманчивых» пользователей социальных сетей». Активисты «Школы уродов», называющие себя хантерами (охотниками за «уродами»), публикуют многочисленные подборки изоматериалов с ироническими комментариями к жизнетворчеству «однокласснегов».
Above: The Color Wheel
«Народные перформансы» – кривое зеркало современного русского искусства.

«Школа уродов» — одно из самых популярных сообществ Живого Журнала. Его читают более 10 тысяч человек. Цель сообщества (а точнее, «коммуны») — «отфильтровывание смелых фото… «заманчивых» пользователей социальных сетей». Активисты «Школы уродов», называющие себя хантерами (охотниками за «уродами»), публикуют многочисленные подборки изоматериалов с ироническими комментариями к жизнетворчеству «однокласснегов». Иногда они даже обращаются к теме искусства (см. здесь) и не очень умело, но используют термин «перформанс».

Впрочем, часть этих фотографий и впрямь можно было бы условно назвать документацией любительского «перформанса» (созданием странной ситуации и ее фиксацией), или фотоперформансом (например, эти). В них легко узнаются до боли знакомые эксперименты со своей внешностью и идентичностью, смена масок и имиджей, характерные для стратегии самых разных художников с начала ХХ века до сегодняшнего дня. Иногда эти фотокадры кажутся экспонатами выставки, например «Выставки смешного искусства» (куратор Андрей Ерофеев, 2000 год). А может, даже отчасти являются ее последствиями?


Второй тип подобных изображений создан с помощью новых технологий, чаще всего фотошопа (см., например, здесь). Мало кто из художников, особенно работавших в 90-е, избежал искушения в качестве произведения поместить на обложку модного журнала собственный портрет, представить себя в образе подруги президента, целительницы, мессии, героя культового фильма или, на худой конец, Моны Лизы. Но, переболев этим, художники двинулись дальше...

При желании в «Школе уродов» можно найти визуальные аналоги практически всему русскому искусству. Вот, например, прямо-таки Олег Кулик 90-х, уложивший в свою постель живую свинью, разъезжающий вдвоем с коровой на мотоцикле или танцующий с котом. А вот почти точное воспроизведение кадров из известных видеогэгов «Синих носов». Можно тут также увидеть многочисленные гендерные трансформации, в том числе повторение приемов, которые использовал еще ранний Аккончи, а в 90-е — группа «Новые тупые». См., например, тут. А здесь, можно сказать, появляется уже почти политический подтекст!

В общем, каждый любитель искусства найдет здесь что-то на свой вкус: любители концептуализма обнаружат случайные пересечения с творчеством Герловиных, поклонники радикализма — с акцией Мавроматти и Императора Вава, проткнувшими себе языки. Художник Владимир Сальников, также читающий данное сообщество, углядел даже параллели находок хантеров с «Коллективными действиями» и нонспектакулярным искусством — об этом он пишет здесь и здесь. Ну а мне вспомнилась знакомая чета польских перформансистов — Владислав Казмерчак и Эва Рыбска. Другие обнаруженные параллели см. здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.


От «народных фотоперформансов» невозможно оторваться. Они действительно забавляют, впечатляют и наводят на мысли. Иногда на грустные: ведь это не только энциклопедия жизни масс, но и зеркало (будем надеяться, что кривое) русского искусства. Которое вынуждено порой узнавать в «уродах» самого себя — заигравшегося, впавшего в китч…

«Школа уродов» возникла вскоре после того, как постепенно сошла на нет активность другого ЖЖ-сообщества — «Школы дураков», созданной в 2006 году Авдеем Тер-Оганьяном в качестве виртуального продолжения проекта «Школа современного искусства», который функционировал в конце 90-х и печально завершился вынужденным отъездом Тер-Оганьяна. Сложно сказать, была ли «Школа дураков» на этот раз пародией на авангардизм или нет. Знаю только, что многие участники проекта с восторгом выполняли задания Авдея, например «одеться как полный идиот и прийти в общественное место».

Визуально некоторые опыты «Школы уродов» и перформансы «Школы дураков» почти полностью совпадают — см., например, тут.
Above: Fake It So Real
2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.