Удивительные приключения царской мебели в Финляндии

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Как императорский гарнитур из Зимнего дворца продавали по частям на аукционах в Хельсинки
Above: The Color Wheel
Как императорский гарнитур из Зимнего дворца продавали по частям на аукционах в Хельсинки

Русская мебель — редкий гость на западных аукционах: так, на торгах лондонской русской недели в декабре только Christie’s сумел найти один такой лот. Кресло в русском стиле с условным названием «Дуга, топор и рукавицы» (подобное есть в коллекции Эрмитажа!) ушло за £6,875. Однако это единичный случай, и встретить подлинный русский гарнитур где-нибудь на Sotheby’s в Лондоне или Нью-Йорке в последние годы практически нереально. Несколько лучше обстоят дела на финских аукционах — из-за близкого к Петербургу расположения множество старинных вещей после революции осело в Финляндии и скандинавских странах. Однако среди «антикварного ширпотреба» даже там редко удается найти что-то по-настоящему стоящее, а тем более вещи из императорских резиденций. Поэтому каждое появление на зарубежном арт-рынке предмета дворцового интерьера из России становится сенсацией — на торги съезжаются российские коллекционеры и дилеры, а российские СМИ обсуждают, не купит ли вещь кто-нибудь из российских олигархов, чтобы вернуть в Россию.

В прошлом году почти три десятка предметов, украшавших в прошлом Серебряную гостиную Зимнего дворца, всплыли в Финляндии. В результате проведенных исследований удалось подтвердить происхождение и подлинность мебели, и некоторые вещи были выставлены на торги. В декабре 2009-го в каталогах сразу двух аукционных домов Хельсинки — Hagelstam и Bukowskis — появились части императорского гарнитура. На аукционах их ждала разная судьба: 12 декабря 6 предметов (стол, диван, два стула и два кресла) не нашли покупателя на торгах Hagelstam, но уже через два дня Bukowskis удалось продать 12 вещей этой серии (стол, диван, 6 стульев и 6 кресел) за €320 тыс. Покупатель пожелал остаться неизвестным, однако, скорее всего, это коллекционер из России.

Два кресла из гарнитура Серебряной гостиной Зимнего дворца. Сняты с торгов Bukowskis в мае 2009

Еще в мае 2009 года аукционный дом Bukowskis пытался продать другой комплект из 11 вещей, входивших в гарнитур Серебряной гостиной, но в последний момент лот был снят с торгов из-за того, что право собственности человека, сдавшего предмет на аукцион, было оспорено. Судебные тяжбы между возможными владельцами могут занять месяцы, если не годы, в течение которых предметы не могут быть проданы.

Ансамбль из 6 вещей, выставленный на торги Hagelstam, остался непроданным, несмотря на то что один из участников аукциона был готов отдать за него €250 тыс.: резервная цена лота была несколько выше, €260 тыс. После этого между двумя аукционными домами Хельсинки разгорелся настоящий скандал: представители Hagelstam обвинили сотрудников Bukowskis в демпинге. Они сообщали своим клиентам, что эстимейт их комплекта из 11 предметов якобы составляет всего €200—300 тыс., из чего автоматически следовало, что лот их конкурента, состоящий из меньшего числа вещей, переоценен. Однако специалисты Bukowskis считают такую предварительную оценку абсолютно оправданной, ведь в мае аналогичный по количеству комплект худшей сохранности был оценен в €100—150 тыс. Впрочем, ни один аукционный дом не опубликовал эстимейтов, поэтому понять, кто из них говорит правду, невозможно.

Интерьер Серебряной гостиной Зимнего дворца. Фотография конца XIX – начала ХХ века.

Серебряная гостиная Зимнего дворца получила свое название в связи с тем, что вся мебель из березы была декорирована серебром. Эскизы мебели создал архитектор Николай Набоков, а изготовление предметов было поручено петербургской мастерской мебельного мастера Николая Свирского в 1894 году. Несмотря на то что на многих вещах сохранились инвентарные номера, сама опись считается утраченной, поэтому точное количество предметов, входивших в гарнитур, остается неизвестным. Более десяти лет назад, в 1996 году, на аукционе Hagelstam промелькнули два стула, очень похожие на мебель из Серебряной гостиной. Тогда они не были идентифицированы, поэтому кому-то посчастливилось приобрести их примерно за €1000. По словам директора аукционного дома Микаэля Шнитта, в Хельсинки также находится зеркало из этого ансамбля.

Всего в прошлом году в Финляндии было обнаружено 29 предметов: 3 стола, 12 стульев, 8 кресел, 2 больших кресла, 2 банкетки и 2 дивана. По фотографиям конца XIX века, воспроизведенным в книге Вадима Несина «Зимний дворец в царствование царя Николая II» (1999), можно реконструировать первоначальный интерьер Серебряной гостиной. Если прибавить к найденным недавно 29 вещам два стула, проданные в 1996-м, и зеркало, о котором говорит Шнитт, получается 32 предмета. По мнению экспертов, не хватает еще четырех, так что исследователей и коллекционеров, возможно, ждут дальнейшие находки. 

Мебельный гарнитур выполнен в стиле эклектики, в нем смешаны черты рококо Людовика XV и неоклассический орнамент в духе Людовика XVI. Все предметы сохранились неплохо, хотя нетронутым их состояние не назовешь: местами утрачен слой серебра, повреждена декоративная лепнина, украшающая стулья. К тому же вся мебель, выставлявшаяся на аукцион в декабре, была обита заново после Второй мировой войны. На фотографиях видно, что оригинальная ткань обивки была в полоску. На предметах встречаются два типа инвентарных номеров: некоторые представляют собой прямоугольные таблички с перфорированными краями, на которые черным нанесены номера, в остальных случаях цифры написаны красной краской прямо по дереву под сиденьями стульев и столешницами столов. Маловероятно, чтобы оба типа номеров появились в одно время. Скорей всего, красные цифры были проставлены уже после революции, когда чиновники Советской России решили продать мебель одному финскому предпринимателю. Он привез предметы в Хельсинки, где и распродал гарнитур по отдельности.

Если бы мебельный ансамбль такого уровня был выставлен на торги Christie’s или Sotheby’s, аукционные дома непременно устроили бы презентацию, где рассказали бы и об истории предметов, и об их царском происхождении. Однако Bukowski и Hagelstam ограничились качественными фотографиями и лаконичным описанием в каталоге — впрочем, сразу на четырех языках (финском, шведском, английском и русском). Ни в одном из каталогов не были воспроизведены старые фотографии интерьера Серебряной гостиной, которые и служат главным документальным подтверждением провенанса мебели. 

Оба аукционных дома датировали предметы 1894 годом и настаивали на том, что их стиль отражает вкусы последнего российского царя Николая II и его супруги Александры Федоровны. Впрочем, это очень далеко от истины! 

Деталь предмета мебели из гарнитура Серебряной гостиной Зимнего дворца. Продано на аукционе Bukowskis в декабре 2009

Именно в 1894 году Николай и Александра заключили брак и вскоре были коронованы на царствие. Можно было бы предположить, что Серебряная гостиная относится к числу интерьеров, созданных специально к восшествию на престол нового императора. Однако известно, что первые месяцы новобрачные провели в Аничковом дворце, резиденции матери Николая, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В то же время оформлением новых покоев для семьи Николая II занималась старшая сестра Александры Елизавета Федоровна (жена дяди Николая — великого князи Сергея Александровича). Вполне логично, что Елизавета обратилась именно к Набокову и Свирскому — официальным поставщикам императорского двора (они получили этот статус в 1889-м, после выполнения заказа на интерьеры царской яхты «Полярная звезда»).

Стол из гарнитура Серебряной гостиной Зимнего дворца. Снят с торгов Bukowskis в мае 2009

Эклектичные интерьеры в неоклассическом стиле отражали вкусы европейских монархов второй половины XIX века, но новой императрице они не нравились. Известно, что Александра Федоровна ненавидела свои покои в Зимнем дворце и старалась проводить как можно больше времени в Александровском дворце Царского села. Лишним доказательством тому служит тот факт, что, когда интерьеры Александровского дворца были переоформлены в 1902-м, в качестве архитектора царица пригласила не Набокова, а новомодного мастера — работавшего в стиле модерн Романа Мельцера. 

В этом нет ничего удивительного: Александра родилась в Дармштадте, столице стиля модерн, который очень нравился ее брату, князю Эрнсту Людвигу Гессенскому. Новая гостиная, оформленная Мельцером для императрицы в Царскосельском дворце, считается одним из лучших интерьеров стиля модерн в России (известна как Кленовая гостиная). Впрочем, неприязнь последней русской императрицы к стилю оформления Серебряной гостиной едва ли может повлиять на интерес со стороны российских или западных коллекционеров к мебельному гарнитуру, когда-то украшавшему эти покои. 

Перевод с английского Анны Савицкой
Above: Fake It So Real
2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.