Как императорский гарнитур из Зимнего дворца продавали по частям на аукционах в Хельсинки
Как императорский гарнитур из Зимнего дворца продавали по частям на аукционах в Хельсинки
Русская мебель — редкий гость на западных аукционах: так, на торгах лондонской русской недели в декабре только Christie’s сумел найти один такой лот. Кресло в русском стиле с условным названием «Дуга, топор и рукавицы» (подобное есть в коллекции Эрмитажа!) ушло за £6,875. Однако это единичный случай, и встретить подлинный русский гарнитур где-нибудь на Sotheby’s в Лондоне или Нью-Йорке в последние годы практически нереально. Несколько лучше обстоят дела на финских аукционах — из-за близкого к Петербургу расположения множество старинных вещей после революции осело в Финляндии и скандинавских странах. Однако среди «антикварного ширпотреба» даже там редко удается найти что-то по-настоящему стоящее, а тем более вещи из императорских резиденций. Поэтому каждое появление на зарубежном арт-рынке предмета дворцового интерьера из России становится сенсацией — на торги съезжаются российские коллекционеры и дилеры, а российские СМИ обсуждают, не купит ли вещь кто-нибудь из российских олигархов, чтобы вернуть в Россию.
В прошлом году почти три десятка предметов, украшавших в прошлом Серебряную гостиную Зимнего дворца, всплыли в Финляндии. В результате проведенных исследований удалось подтвердить происхождение и подлинность мебели, и некоторые вещи были выставлены на торги. В декабре 2009-го в каталогах сразу двух аукционных домов Хельсинки — Hagelstam и Bukowskis — появились части императорского гарнитура. На аукционах их ждала разная судьба: 12 декабря 6 предметов (стол, диван, два стула и два кресла) не нашли покупателя на торгах Hagelstam, но уже через два дня Bukowskis удалось продать 12 вещей этой серии (стол, диван, 6 стульев и 6 кресел) за €320 тыс. Покупатель пожелал остаться неизвестным, однако, скорее всего, это коллекционер из России.
Два кресла из гарнитура Серебряной гостиной Зимнего дворца. Сняты с торгов Bukowskis в мае 2009
Еще в мае 2009 года аукционный дом Bukowskis пытался продать другой комплект из 11 вещей, входивших в гарнитур Серебряной гостиной, но в последний момент лот был снят с торгов из-за того, что право собственности человека, сдавшего предмет на аукцион, было оспорено. Судебные тяжбы между возможными владельцами могут занять месяцы, если не годы, в течение которых предметы не могут быть проданы.
Ансамбль из 6 вещей, выставленный на торги Hagelstam, остался непроданным, несмотря на то что один из участников аукциона был готов отдать за него €250 тыс.: резервная цена лота была несколько выше, €260 тыс. После этого между двумя аукционными домами Хельсинки разгорелся настоящий скандал: представители Hagelstam обвинили сотрудников Bukowskis в демпинге. Они сообщали своим клиентам, что эстимейт их комплекта из 11 предметов якобы составляет всего €200—300 тыс., из чего автоматически следовало, что лот их конкурента, состоящий из меньшего числа вещей, переоценен. Однако специалисты Bukowskis считают такую предварительную оценку абсолютно оправданной, ведь в мае аналогичный по количеству комплект худшей сохранности был оценен в €100—150 тыс. Впрочем, ни один аукционный дом не опубликовал эстимейтов, поэтому понять, кто из них говорит правду, невозможно.
Интерьер Серебряной гостиной Зимнего дворца. Фотография конца XIX – начала ХХ века.
Серебряная гостиная Зимнего дворца получила свое название в связи с тем, что вся мебель из березы была декорирована серебром. Эскизы мебели создал архитектор Николай Набоков, а изготовление предметов было поручено петербургской мастерской мебельного мастера Николая Свирского в 1894 году. Несмотря на то что на многих вещах сохранились инвентарные номера, сама опись считается утраченной, поэтому точное количество предметов, входивших в гарнитур, остается неизвестным. Более десяти лет назад, в 1996 году, на аукционе Hagelstam промелькнули два стула, очень похожие на мебель из Серебряной гостиной. Тогда они не были идентифицированы, поэтому кому-то посчастливилось приобрести их примерно за €1000. По словам директора аукционного дома Микаэля Шнитта, в Хельсинки также находится зеркало из этого ансамбля.
Всего в прошлом году в Финляндии было обнаружено 29 предметов: 3 стола, 12 стульев, 8 кресел, 2 больших кресла, 2 банкетки и 2 дивана. По фотографиям конца XIX века, воспроизведенным в книге Вадима Несина «Зимний дворец в царствование царя Николая II» (1999), можно реконструировать первоначальный интерьер Серебряной гостиной. Если прибавить к найденным недавно 29 вещам два стула, проданные в 1996-м, и зеркало, о котором говорит Шнитт, получается 32 предмета. По мнению экспертов, не хватает еще четырех, так что исследователей и коллекционеров, возможно, ждут дальнейшие находки.
Мебельный гарнитур выполнен в стиле эклектики, в нем смешаны черты рококо Людовика XV и неоклассический орнамент в духе Людовика XVI. Все предметы сохранились неплохо, хотя нетронутым их состояние не назовешь: местами утрачен слой серебра, повреждена декоративная лепнина, украшающая стулья. К тому же вся мебель, выставлявшаяся на аукцион в декабре, была обита заново после Второй мировой войны. На фотографиях видно, что оригинальная ткань обивки была в полоску. На предметах встречаются два типа инвентарных номеров: некоторые представляют собой прямоугольные таблички с перфорированными краями, на которые черным нанесены номера, в остальных случаях цифры написаны красной краской прямо по дереву под сиденьями стульев и столешницами столов. Маловероятно, чтобы оба типа номеров появились в одно время. Скорей всего, красные цифры были проставлены уже после революции, когда чиновники Советской России решили продать мебель одному финскому предпринимателю. Он привез предметы в Хельсинки, где и распродал гарнитур по отдельности.
Если бы мебельный ансамбль такого уровня был выставлен на торги Christie’s или Sotheby’s, аукционные дома непременно устроили бы презентацию, где рассказали бы и об истории предметов, и об их царском происхождении. Однако Bukowski и Hagelstam ограничились качественными фотографиями и лаконичным описанием в каталоге — впрочем, сразу на четырех языках (финском, шведском, английском и русском). Ни в одном из каталогов не были воспроизведены старые фотографии интерьера Серебряной гостиной, которые и служат главным документальным подтверждением провенанса мебели.
Оба аукционных дома датировали предметы 1894 годом и настаивали на том, что их стиль отражает вкусы последнего российского царя Николая II и его супруги Александры Федоровны. Впрочем, это очень далеко от истины!
Деталь предмета мебели из гарнитура Серебряной гостиной Зимнего дворца. Продано на аукционе Bukowskis в декабре 2009
Именно в 1894 году Николай и Александра заключили брак и вскоре были коронованы на царствие. Можно было бы предположить, что Серебряная гостиная относится к числу интерьеров, созданных специально к восшествию на престол нового императора. Однако известно, что первые месяцы новобрачные провели в Аничковом дворце, резиденции матери Николая, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В то же время оформлением новых покоев для семьи Николая II занималась старшая сестра Александры Елизавета Федоровна (жена дяди Николая — великого князи Сергея Александровича). Вполне логично, что Елизавета обратилась именно к Набокову и Свирскому — официальным поставщикам императорского двора (они получили этот статус в 1889-м, после выполнения заказа на интерьеры царской яхты «Полярная звезда»).
Стол из гарнитура Серебряной гостиной Зимнего дворца. Снят с торгов Bukowskis в мае 2009
Эклектичные интерьеры в неоклассическом стиле отражали вкусы европейских монархов второй половины XIX века, но новой императрице они не нравились. Известно, что Александра Федоровна ненавидела свои покои в Зимнем дворце и старалась проводить как можно больше времени в Александровском дворце Царского села. Лишним доказательством тому служит тот факт, что, когда интерьеры Александровского дворца были переоформлены в 1902-м, в качестве архитектора царица пригласила не Набокова, а новомодного мастера — работавшего в стиле модерн Романа Мельцера.
В этом нет ничего удивительного: Александра родилась в Дармштадте, столице стиля модерн, который очень нравился ее брату, князю Эрнсту Людвигу Гессенскому. Новая гостиная, оформленная Мельцером для императрицы в Царскосельском дворце, считается одним из лучших интерьеров стиля модерн в России (известна как Кленовая гостиная). Впрочем, неприязнь последней русской императрицы к стилю оформления Серебряной гостиной едва ли может повлиять на интерес со стороны российских или западных коллекционеров к мебельному гарнитуру, когда-то украшавшему эти покои.
Перевод с английского Анны Савицкой