ГЦСИ развернул подарки

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel
 
Открылась выставка новых поступлений в ГЦСИ – классики и современники, кого бог послал и добрые люди подали. Государственный центр современного искусства представил традиционный годовой отчет о новых поступлениях в коллекцию – 40 авторов и авторских коллективов и 250 новых работ.

Конечно, на выставке показаны далеко не все «обновки» – на все не хватило бы места. Вдобавок, для таких показательных сборных выставок характерен достаточно большой жанровый и стилистический разброс – от вполне традиционной живописи до видеоинсталляций, так что совместить все это в едином пространстве – задача не из легких. Было заметно, что куратор выставки Алина Федорович старалась найти оптимальное решение этой задачи. Ей удалось отделить свет от тьмы – «спрятать» или по крайней мере максимально удалить от требующей света живописи живущее в темноте видео, объемные скульптурные объекты точно распределены по всей площади зала, а большие пространственные инсталляции расставлены по углам, что позволило освободить центр зала и как бы создало прочный каркас всей экспозиции.

В результате получилось тесновато, но можно спокойно рассматривать живопись и фотографии, видеоинсталляции не создают грохота и не мешают друг другу, к экспликациям можно не только подойти без риска для жизни, но и прочитать, что там написано. Правда, все подписи сделаны только на русском языке, очевидно, для того, чтобы смягчить превратные представления об излишнем русском логоцентризме и позволить иностранным гостям наслаждаться чисто визуальным рядом.

Для усиления чувственного восприятия, и не только у иностранцев, Юрий Альберт предлагал всем входящим в зал положить в обувь маленький камушек, который парадоксальным образом должен был одновременно отвлекать зрителей от выставки и быть впоследствии главным фактором запоминания.

Но и без камушка создавалось чувство странного дискомфорта. Вроде бы все хорошо, коллекция регулярно пополняется, все звезды отечественного искусства представили свои работы, многие из которых считаются уже классикой, – это и Дмитрий Пригов, и Оскар Рабин, и Владимир Янкилевский, и Михаил Рогинский, и Игорь Макаревич, и Мария Константинова, и Вадим Захаров, и Валерий Айзенберг, и Леонид Тишков, и супруги Флоренские, и Ольга Чернышева, Константин Батынков, Сергей Шутов, и группы «Гнездо» и «Тотарт» и многие другие. Но, может, именно в этом и заключается основная проблема – на выставке представлены либо классика, работы 10-, а иногда и 15-летней давности, либо посредственные произведения первой и даже второй лиги.

Особенно это ощущается в «иностранном секторе». Такой странный набор становится понятным, когда оказывается, что из 70 произведений, представленных на выставке, более 60 были подарены авторами либо коллекционерами. А художники, как правило, дарят работы второго ряда.

Спасибо и за это, иначе вообще ничего бы не было, к тому же, практика пополнения коллекции за счет даров художников или меценатов распространена во всем мире. Но формирование фонда государственного музея почти исключительно за счет подарков – феномен чисто российский. Бедный музей не может создать значительную коллекцию. В этом ему должно помогать государство. Но госбюджеты на искусство расходуются в основном на организацию крупномасштабных акций, от которых остается лишь тяжелый похмельный синдром.

Однако дело не только в отсутствии государственного финансирования. В структуре российских музеев отсутствует как класс понятие «попечительский совет» или хотя бы сообщество «друзей», а это во всем мире – основной источник доходов всех крупных музеев, так как в подобные институты входят богатейшие люди и фонды. 
Так что пока нам приходится довольствоваться чем бог послал и добрые люди подали.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.