Тайная техника Леонардо раскрыта

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel
Художественная техника Леонардо да Винчи давно возбуждала интерес ученых. Изображение с расплывчатыми контурами, столь характерное для известного живописца, заставляло исследователей сочинять все новые теории о тайном изобразительном методе мастера.
Изучив произведения представителя эпохи Возрождения с помощью специальной аппаратуры, ученые из флорентийского университета решили, что живописец, в отличие от своих современников, не смешивал краски на палитре, а накладывал их тонкие слои прямо на полотно, чем и объясняется многоуровневое строение картин выдающегося художника.

"Мы смогли узнать, какими красками пользовался мэтр, сколько слоев накладывал, какой толщины и в какой последовательности", - сообщила журналистам Сесилия Фросинини, руководитель исследования.

Между тем вокруг имени мастера кисти, жившего почти пять веков назад, появляются все новые и новые сенсации. Пару лет назад ученые обнаружили творческое помещение итальянца. Скорее всего, именно там да Винчи написал свой самый загадочный шедевр - "Мону Лизу".

Открытие наделало много шума, так как о мастерской изобретателя было известно еще в ХVI в. из переписки да Винчи с друзьями. Однако со временем о научной лаборатории в самом сердце Флоренции забыли. Вспомнили же о ней только в январе 2005 г., когда открыли опечатанные комнаты древнего монастыря св. Аннунциаты, где и размещалась студия художника во время его пребывания во Флоренции. В помещении была также обнаружена потайная комната, в которой, по предположениям ученых, ученики Леонардо помогали ему препарировать трупы.

В том же году выяснилось, что картина "Мария Магдалина" принадлежит кисти великого художника, а не его ученика Джампиетрино, как считали ранее. В апреле 2006 г. французский исследователь и консультант Центра по изучению Леонардо да Винчи в Лос-Анжелесе Жан Франк объявил о том, что смог повторить манеру великого мастера, благодаря которой Джоконда кажется живой.

Техника, изобретенная Леонардо да Винчи, называется сфумато. Суть ее состоит в том, что предметы на картинах не имеют четких границ. Все объекты должны как бы перетекать друг в друга, быть размытыми. Да Винчи практиковался в этом методе, разглядывая пятна сырости на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал помещение, где работал, чтобы в клубах дыма выискивать образы.

По словам Франка, главная сложность применения сфумато заключается в мельчайших мазках, не доступных идентификации ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Получается, что да Винчи писал одну картину в несколько сотен приемов. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы художнику, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой.

По признанию исследователя, ему удалось достичь уровня ранних работ мастера. Однако уже сейчас его изыскания удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера шесть таблиц Франка, на которых поэтапно расписано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.