Художественная техника Леонардо да Винчи давно возбуждала интерес ученых. Изображение с расплывчатыми контурами, столь характерное для известного живописца, заставляло исследователей сочинять все новые теории о тайном изобразительном методе мастера.
Изучив произведения представителя эпохи Возрождения с помощью специальной аппаратуры, ученые из флорентийского университета решили, что живописец, в отличие от своих современников, не смешивал краски на палитре, а накладывал их тонкие слои прямо на полотно, чем и объясняется многоуровневое строение картин выдающегося художника.
"Мы смогли узнать, какими красками пользовался мэтр, сколько слоев накладывал, какой толщины и в какой последовательности", - сообщила журналистам Сесилия Фросинини, руководитель исследования.
Между тем вокруг имени мастера кисти, жившего почти пять веков назад, появляются все новые и новые сенсации. Пару лет назад ученые обнаружили творческое помещение итальянца. Скорее всего, именно там да Винчи написал свой самый загадочный шедевр - "Мону Лизу".
Открытие наделало много шума, так как о мастерской изобретателя было известно еще в ХVI в. из переписки да Винчи с друзьями. Однако со временем о научной лаборатории в самом сердце Флоренции забыли. Вспомнили же о ней только в январе 2005 г., когда открыли опечатанные комнаты древнего монастыря св. Аннунциаты, где и размещалась студия художника во время его пребывания во Флоренции. В помещении была также обнаружена потайная комната, в которой, по предположениям ученых, ученики Леонардо помогали ему препарировать трупы.
В том же году выяснилось, что картина "Мария Магдалина" принадлежит кисти великого художника, а не его ученика Джампиетрино, как считали ранее. В апреле 2006 г. французский исследователь и консультант Центра по изучению Леонардо да Винчи в Лос-Анжелесе Жан Франк объявил о том, что смог повторить манеру великого мастера, благодаря которой Джоконда кажется живой.
Техника, изобретенная Леонардо да Винчи, называется сфумато. Суть ее состоит в том, что предметы на картинах не имеют четких границ. Все объекты должны как бы перетекать друг в друга, быть размытыми. Да Винчи практиковался в этом методе, разглядывая пятна сырости на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал помещение, где работал, чтобы в клубах дыма выискивать образы.
По словам Франка, главная сложность применения сфумато заключается в мельчайших мазках, не доступных идентификации ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Получается, что да Винчи писал одну картину в несколько сотен приемов. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы художнику, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой.
По признанию исследователя, ему удалось достичь уровня ранних работ мастера. Однако уже сейчас его изыскания удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера шесть таблиц Франка, на которых поэтапно расписано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы.