А ангелы все падали и падали

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel
Если вы пришли в Музей современного искусства и увидели там огромное количество ангелов - это не белая горячка, это выставка «Новый ангеларий», которая помпезно – заглянули Церетели, Василий Аксенов и ангел смерти искусства – открыла столичный выставочный сезон.

Кураторы Иван Колесников и Сергей Денисов выбрали ангелов в качестве главной темы своей выставки. Как говорится в старом анекдоте, понять это невозможно, это можно только запомнить. Сами кураторы в вводной статье в каталоге среди прочего заявляют «В Москве многие из нас сталкиваются с Ангелами не только на арт-выставках, но, если повезет, и в реальности. Поэтому идею сделать проект об Ангелах Сегодняшних не следует считать случайной». Для пущей убедительности слово «ангелы» пишут с большой буквы.


Обычно такие разговоры ведутся в ангелариях типа чебуречной или другой «наливайки», только чаще не об ангелах, а о чертях, но очень серьезно.

С той же степенью серьезности отнеслись к проекту и некоторые художники-участники, в основном представители старшего поколения. На вернисаже подвыпивший (разливали только портвейн) ветеран МОСХа хвастался товарищам «Это у меня ангелы, а у остальных – бесы».

Ангелы и бесы разместились на четырех этажах здания музея в Ермолаевском в количестве 144 штук – по числу художников, их породивших. Почему только 144, тоже остается загадкой, наверное, больше кураторам не удалось найти. И меньше, к сожалению, тоже. Плотно заняв все стены и углы, а иногда забравшись даже на потолок, теснятся в узеньких залах ангелы всех мастей – фотографии, живопись, инсталляции, коллажи, скульптура.


Художники тоже все разномастные - от мэтров позднего модернизма, Владимира Янкилевского, например, и корифеев концептуализма вроде Ильи Кабакова, до никому не известных провинциальных дамочек и молодых людей, ставших художниками, очевидно, по независящим от них причинам; от китов поколения 90-х группы АЕС и Александра Пономарева, до совсем молодых художников.

В выставке участвуют даже великий Зураб, почему-то выставивший бронзового Чаплина, и Андрей Бильжо с одной единственной карикатурой.

Сочетание этих двух имен в рамках одной выставки еще больше подчеркивает курьезность всего проекта. Много хороших работ, много плохих. Понять ничего невозможно не только из-за гигантского объема, но и прежде всего из-за произвольной и необязательной темы.

С таким же успехом можно было организовать выставку «Колбаса» или что-то в этом роде.

Такая тема предполагает либо сугубо контекстуальные работы «под выставку», либо становится прокрустовым ложем для более значительных работ, подгонять которые под какую-либо тему значит умалять их достоинство. Вот и получилась бесконечная вереница ангелов, таких, сяких, разэдаких, от которых устаешь уже через 5 минут. И еще создалось ощущение абсолютного кризиса формы и содержания – всевозможные художественные «-измы» смешаны в одну кучу и выглядят одинаковыми и скучными.

И если и есть там хоть один ангел, то, скорее всего, это ангел смерти искусства.

Проследить какие либо пути развития, тенденции, направления не представляется никакой возможности. В этом смысле выставка совершенно не актуальна и по духу вышла ближе к традициям МОСХа и Академии художеств, которые по уровню сознания находятся в первой половине 20-го века. Хотя проект готовился давно, можно считать его своеобразным ответом «современного» искусства на «актуальное» с выставки «Верю». И, несмотря на все попытки устроителей побрататься с «актуальным искусством», позвав в участники некоторых его значительных представителей, от Олега Кулика до Ростана Тавасиева, в очередной раз обнажилась разница между «современным искусством», эксплуатирующем форму, и «актуальным», манипулирующем смыслами.

Но, похоже, все это мало занимает организаторов Нового ангелариума» и его участников. Для кураторов это хороший способ собственного продвижения, для большинства представленных художников – просто еще одна возможность выставиться и попасть в роскошный каталог. 

Что же касается зрителей, то здесь искусства хватит на всех, как продуктов в супермаркете.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.