Выставка, которую министр культуры назвал "позором России", откроется в Париже вовремя

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel
Скандальная выставка "Соц-арт. Политическое искусство из России", подготовленная отделом новейших течений Третьяковской галереи, по всей вероятности, откроется в Париже, как и намечалось ранее, - 20 октября. И это несмотря на то, что министр культуры РФ Александр Соколов заявил накануне, что если экспозиция будет открыта, то она станет "позором России". Министр также заявил, что он лично "предпринял все что мог, для того чтобы она туда не поехала".

Тем не менее, по данным "Коммерсанта", в понедельник вечером стоявшие на таможне фуры с экспонатами выставки все же отправились в Париж. Однако без работ, которые были исключены из экспозиции по цензурным соображениям - произведений групп "ПГ" и "Синие носы", двух работ Марии Константиновой, одной работы Вячеслава Сысоева и автопортрета Владислава Мамышева-Монро в образе Гитлера.

В экспозицию в парижском выставочном зале "Мезон Руж" должны были войти произведения не только классиков Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виталия Комара и Александра Меламида, но и художников нового поколения.

Организатор выставки, заведующий отделом новейших течений в ГТГ Андрей Ерофеев так прокомментировал все происходящее: "Мы тут в Париже находимся в крайне затруднительном положении. Приглашения на выставку уже разосланы, стены готовы для развески. Нет только самих произведений. Во Франции, где в этом году проходит год России, всю эту ситуацию воспринимают с большим изумлением".

Как рассказал Ерофеев, началось все с того, что замдиректора ГТГ Ирина Лебедева не отпустила в Париж видеоинсталляцию группы "ПГ". Список остальных экспонатов был представлен Роскультуру – там он сократился. Далее оставшиеся работы отправились в Росохранкультуру, где из списка вычеркнули еще несколько работ.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Анатолий Вилков на вопрос о своем участии в урезании выставки сказал следующее: "Я картины не просматриваю, я получил список от Роскультуры и в пятницу еще подписал все документы. Да, там произошла некоторая задержка, потому что Третьяковка сама изменила первоначальный список и изъяла десять произведений, Роскультура вскоре направила нам новый список, и уже по этому новому списку все документы были готовы в пятницу".

Руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой признался "Коммерсанту", что несколько произведений он действительно предложил не вывозить в Париж. В частности, это касается картины с голыми Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко. "Существуют международные законодательные нормы, которые запрещают произведения, оскорбляющие руководителей других стран", - заявил Швыдкой.

"Часть произведений, о которых говорил министр Соколов, я снял еще в четверг. Я против цензуры, и ее здесь не было. Просто то, что может позволить себе частная галерея, не может государственная. Но отменить целый пласт в искусстве нельзя, даже если он очень не нравится. Выставка уезжает в Париж. И насколько мне известно, посетить ее выразил желание президент Франции Николя Саркози", - отметил глава Роскультуры.

В Общественной палате неоднозначно оценили позицию министра культуры

В Общественной палате РФ неоднозначно оценили попытки главы министерства культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова не допустить проведения выставки "Соц-арт. Политическое искусство из России".

"Я выступаю за свободу искусства. То, что делает сейчас министерство культуры и массовых коммуникаций, возмутительно. Это чудовищный антипиар России - страны, где чиновники пытаются определить, что считать искусством, а что нет. Это попытка вернуться к практике, распространенной в советское время", - заявила член палаты, член-корреспондент Российской Академии художеств Айдан Салахова.

По ее мнению, чиновники из Минкультуры "плохо разбираются в современном искусстве, но пытаются подменить собой экспертов из художественного сообщества". При этом Салахова подчеркнула, что художники, "чьи работы, по мнению министра Соколова, станут позором для России, давно признаны на Западе и не нуждаются в рекомендациях Минкультуры".

Со своей стороны член Общественной палаты РФ, президент Славянского фонда России Галина Боголюбова высказала мнение, что министр культуры "оказался в сложной ситуации, поскольку экспозиция организуется государственной галереей", сообщает "Интерфакс". "Государство финансирует расходы на таможенные пошлины, а также на транспортировку и обеспечение безопасности экспонатов", - сказала она.

"Если бы выставку в Париже организовывало частное сообщество художников или владелец частной галереи, то никаких препятствий со стороны Минкультуры быть не могло", - подчеркнула Боголюбова.

"Мы в Общественной палате выступаем против любой цензуры, но когда речь заходит о выставке, представляющей государство, его образ, то решение о том, что показывать, должны приниматься коллегиально. Этот пример доказывает необходимость создания авторитетного экспертного совета, в котором были бы представлены все точки зрения на искусство", - сказала Боголюбова.
 
Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.