О том, как создать произведение искусства из информационного шума:.
Часто мы берём медийные, даже лубочные сюжеты. Мы уверены, что даже информационный мусор — обрывки комиксов и сериалов, кадры из блокбастеров — содержит основной человеческий миф. Несмотря на изменение декораций, все темы и истории, которые мы рассказываем, похожи. Нас интересуют человеческие взаимоотношения и конфликты, мы выбираем истории про современного человека, который за свою жизнь проживает всю культурную историю человечества.
О новых технологиях, используемых для создания скульптур:
Для серии «Ангелы и демоны» мы сначала нарисовали детей-мутантов вручную, потом наши ассистенты создали 3D-модели, отправили их на завод, где с помощью пятиосного фрезерного станка детали скульптуры вырезались из блока пенополиуретана. Потом это послойно склеивалось и покрывалось стеклопластиком, шлифовалось и красилось автомобильной эмалью. Скульптуры создавались с помощью сложного промышленного оборудования, которое используется для создания сложных криволинейных объектов, например, турбинных лопаток. Эти предприятия работают с художниками, потому что наши произведения интереснее показывать клиентам, чем лопатки.
О детях в современной культуре:
В рамках проекта «Лесной царь» мы снимали детей — моделей и тех, которые занимаются балетом; это проект о том, как социум использует их в эротическом контексте для коммерческих целей. Когда мы снимали детей из Ford Models, на Times Square висел огромный билборд с младенцем, который что-то продавал. Нас интересовали детские корпорации и то, почему это расценивается как нечто престижное и почему родители ведут своих детей в модельные агентства, на кинокастинги. Сегодня это вожделенная мечта — увидеть своё чадо на страницах журнала.
О взаимодействии с аудиторией:
Некоторые образы современного искусства похожи, например, на рекламные образы. Принципиальная разница между ними заключается в том, что реклама создаётся с учётом маркетинговых исследований, а в искусстве всё наоборот: художник должен разрушать границы различных сегментов аудитории и привлекать новых людей, потому что искусство — это о новом. Кроме того, мы стараемся создавать максимально сильные образы, и человек, который хорошо насмотрен, может считать в них дополнительные смыслы и культурные коды.
Вообще искусство создано, чтобы разрушать смыслы, а не создавать их. Современное искусство борется со стереотипами и тем самым создаёт ситуацию, выбивающую из колеи самодовольного обывателя.
О том, как отличить искусство от неискусства:
Был прецедент, когда американский судья должен был дать определение современному искусству, когда на таможне застряла скульптура Бранкузи. По мнению таможенника, это был металл, который хотят ввезти, не заплатив пошлины, а галерея и сам художник оспаривали это и говорили, что не должны платить, потому что это искусство. Тогда судья, чтобы разрешить конфликт, сказал: если кроме самого автора есть ещё кто-то, кто считает нечто искусством, то это оно и есть.
О роли художника в обществе:
Искусство — это что-то, что нельзя съесть или надеть. Это не функциональные вещи, они существуют, потому что человечество испытывает потребность в каком-то излишке. Известно, что неандертальцы не оставили никаких изображений, а кроманьонцы рисовали, и поэтому выжили.