XIV фестиваль "Золотая маска" пройдет в Москве с 27 марта по 15 апреля, но за полтора месяца до его официального открытия столицу "разогреет" цикл "Премьеры Мариинского театра в Москве". Этот проект "Золотой маски", будучи как будто автономным, выносит на авансцену новое свойство национального фестиваля: его музыкальная часть теперь вдвое перевешивает часть драматическую. Судите сами.
15 драматических спектаклей против 11 опер, 9 балетов, 5 опусов современного танца и 4 оперетт. Особняком стоят четыре спектакля в плавающем жанре эксперимента и четыре кукольных. В этом музыкальном море разливанном недолго и утонуть. Само собой, надо пойти на оперы Мариинского: кроме одноактной "Электры" Рихарда Штрауса театр поет редкую у нас "Енуфу" Леоша Яначека. Затем две оперы представит Новосибирский театр оперы и балета, в том числе "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича. Два категорически неравнозначных "Евгения Онегина" - Большого и Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) - сделают конкурсную интригу очевидной; впрочем, среди балетов тоже будут два одинаковых названия: "Чайка" Джона Ноймайера (МАМТ) сравнится с "Чайкой" Театра Бориса Эйфмана. Только статусные соображения могут придвинуть к конкурсной вершине громоздкого "Бориса Годунова" Большого театра. А вот изысканные "Пеллеас и Мелизанда" того же МАМТа в постановке Оливье Пи могут смело претендовать на лавры.
В балете, кроме упомянутых "Чаек", есть другие примеры жесткого соперничества двух столиц. Отличный конкурсный сюжет вырисовывается в сопоставлении "Пробуждения Флоры" Мариинского и "Корсара" Большого: модные реконструкции старины сделаны на основе разных принципов и по разным лекалам людьми одного возраста. Можно выделить в афише "освоение мировой классики": здесь есть радикальный "В комнате наверху" Твайлы Тарп (Большой театр) и вечер "Хореография Джерома Роббинса" Пермского театра оперы и балета. В современном танце просматриваются два тренда: спектакли "по мотивам" вроде "Кармен. Этюды" МХТ и исследования депрессивных состояний - "После вовлеченности" театра "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга.
Бомбы в этом году припасены там, где публика обычно расслабляется. В жанре оперетта/мюзикл - "Самолет Вани Чонкина" от Хабаровской музкомедии и "www.Силиконовая дура.net" - от Екатеринбургской. И еще неожиданно густо в номинации "Работа композитора в музыкальном театре". Написавший оперу "Маргарита" Владимир Кобекин соревнуется с авторами упомянутых оперетт, соответственно Владимиром Дашкевичем (не только "Шерлок Холмс и доктор Ватсон") и Александром Пантыкиным (не только "Белый острог")
Бомбы в этом году припасены там, где публика обычно расслабляется. В жанре оперетта/мюзикл - "Самолет Вани Чонкина" от Хабаровской музкомедии и "www.Силиконовая дура.net" - от Екатеринбургской. И еще неожиданно густо в номинации "Работа композитора в музыкальном театре". Написавший оперу "Маргарита" Владимир Кобекин соревнуется с авторами упомянутых оперетт, соответственно Владимиром Дашкевичем (не только "Шерлок Холмс и доктор Ватсон") и Александром Пантыкиным (не только "Белый острог")
Лейла Гучмазова