Кандидатов много, подходящих - нет

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel
Намерение Алексея Ратманского уйти с поста худрука Большого театра - самая обсуждаемая тема в сегодняшней прессе.

 Однако главной интригой наступившего года журналисты называют вопрос, кто заменит его в роли руководителя балета Большого.

«Коммерсант» комментирует кандидатуры претендентов, а «Московский комсомолец» предлагает читателям интервью с одним из них - с Николаем Цискаридзе.

Публикации читала Анна Самусенко:

«О том, что нынешний худрук балета Большого не склонен оставаться на своем посту и, вероятнее всего, вступит в должность главного приглашённого хореографа New York City Ballet, по мнению обозревателя «Коммерсанта» Татьяны Кузнецовой, можно было догадаться еще полтора года назад. Поскольку тогда балет «Русские сезоны», поставленный Ратманским, получил самые лестные отзывы критики. Тогда как административные вопросы в Большом отнимают слишком много времени у хореографа, находящегося в расцвете творческих сил.

Вопрос, однако, сейчас в том, кто взвалит на себя тяжесть повседневного руководства не самой спокойной труппой, согласившись оставаться в незавидном положении «чернорабочего». Ведь в случае если Ратманский останется «главным приглашённым» хореографом, художественные приоритеты Большого будет определять именно он. А рулить повседневной жизнью труппы (причём близко к творческим убеждениям Ратманского) должен другой.

«Кандидатов много, но подходящих фигур решительно нет». Это мнение Татьяна Кузнецова высказывала несколько дней назад.

Так, по её мнению, харизматики, подбирающиеся к 70-ти, кумиры «золотого века» Большого были гениальными артистами, но оказались беспомощными руководителями: и Владимир Васильев, и Михаил Лавровский на посту худруков дискредитировали себя бесповоротно. Те, кому 60 лет — руководители действующих трупп Вячеслав Гордеев и Андрей Петров, — зарекомендовали себя, по словам критика, махровыми рутинерами. 45-летние балетные предприниматели типа Гедиминаса Таранды или Андриса Лиепы, на взгляд журналиста, «обескураживают беспринципностью, дурным вкусом и поразительным отсутствием хореографической культуры». «Агрессивным самопиаром», по замечанию Татьяны Кузнецовой, занимается 34-летний Николай Цискаридзе. По её предположениям, из-за определённости художественных убеждений артиста в случае, если он получит труппу Большого, её покинет большая часть звёзд новой эпохи, а из репертуара исчезнут хиты последней пятилетки.

Не варианты, судя по статье, и экс-худруки: ни Алексей Фадеечев, ни Борис Акимов. Ни даже экс-прима Большого Нина Ананиашвили, возродившая из руин грузинский балет.

Эмигранты, избалованные западной дисциплиной, по мнению критика, едва ли справятся с артистической вольницей, царящей в Большом.

«Остаются петербуржцы», — пишет Татьяна Кузнецова. Приглашение их в Москву в моменты творческого распутья — уже историческое обыкновение. Питерская карта вполне реальна — эстет и знаток старины Сергей Вихарев, к примеру, успешно руководил Новосибирским балетом. Однако несомненно и то, что в Москве питерцам придется столкнуться с отчаянным сопротивлением коренного населения.

Вот и в сегодняшней статье Татьяна Кузнецова вновь обращается к петербургскому варианту. К предыдущему своему списку претендентов критик не добавила Махарбека Вазиева, нынешнего завтруппой главного конкурента Большого — Мариинского театра. Сегодня она восполняет этот пробел. Видимо, поразмышляв, Татьяна Кузнецова эту кандидатуру выделила особо. «При всей невероятности такого предположения, оно вовсе не кажется невозможным», — пишет автор публикации в «Коммерсанте». Прежде всего потому, что завтруппой Мариинского театра не имеет собственных балетмейстерских амбиций, а в репертуарной политике, не без помощи компетентных советников, придерживается весьма прогрессивных взглядов. Кроме того Вазиев известен как жёсткий руководитель, насаждающий в своём театре железную дисциплину. «Не исключено, — замечает критик, — что уже проверенный в Петербурге альянс Махарбека Вазиева и Алексея Ратманского в 2009 году продолжится в Москве».

По мнению журналиста «МК», самый ожидаемый кандидат — Николай Цискаридзе. В интервью газете артист замечает, что пока предложения от руководства Большого не поступало, когда же будет предложение — будет разговор. Прямого ответа на вопрос, возглавит ли он труппу, если предложат, артист не даёт. Однако Николай Цискаридзе возмущён действиями своих недоброжелателей. «Пишут, что я ретроград, консерватор, — говорит он. — Но я никогда не был ни тем, ни другим». Неужели, спрашивает артист, желание для репертуара спектаклей достойного уровня равняется «консерватизму»?

Это первые публикации на данную тему. Предположения и оценки кандидатов, как и их реакции, ещё последуют».
Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.