Объявлена программа VIII фестиваля «Мариинский»
В этом году международный балетный фест, традиционно появляющийся в Петербурге в начале весны, посвящен главному из русских балетов -- «Лебединому озеру». И только в версии Константина Сергеева, привычной для Мариинского театра: во время фестиваля ее станцуют аж шесть раз подряд. Публике предлагается сравнить трактовки главных ролей, сотворенные отечественными и иноземными знаменитостями: среди лебедей примы Мариинки Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева, звезда Большого Мария Александрова, посланницы английского Королевского балета и American Ballet Theatre Тамара Рохо и Джиллиан Мерфи. А среди влюбленных принцев Роберто Болле (La Scala), Анхель Корейя (American Ballet Theatre) и Николай Цискаридзе (Большой театр).
Соревнования в верности священному тексту (или, наоборот, в дерзости его воплощения) будут обрамлены двумя премьерами. Начнется фестиваль 13 марта со «Стеклянного сердца» -- спектакль на сочиненную сто семь лет назад музыку Александра фон Цемлинского ставит Кирилл Симонов. К собственно «Стеклянному сердцу» (что идет сорок минут) он добавил фрагменты из симфонических сочинений композитора -- и получился полнометражный двухактный балет. Расширилось ли как-то либретто Гуго фон Гофмансталя, пока неизвестно; зато известны имена занятых в премьере артистов: Екатерина Осмолкина, Екатерина Кондаурова, Яна Селина, Ислом Баймурадов, Максим Зюзин, Антон Пимонов. То есть надежный второй эшелон Мариинки, видимо, те люди, кто верит в балетмейстерскую изобретательность Кирилла Симонова, в свое время явленную в сотрудничестве с Михаилом Шемякиным. Ныне руководитель петрозаводского балета Симонов продолжает сочинять спектакли того же качества. Единственное, за что, кажется, можно ручаться в этом балете, -- это декорации: их делает выдающийся художник театра Эмиль Капелюш.
А после серии «Озер» 22 марта еще одна премьера, на этот раз без шуток примечательная. Сергей Вихарев, балетмейстер-реставратор, расчистивший для Мариинки «Баядерку» и «Спящую красавицу» и восстановивший «Пробуждение Флоры», вытаскивает из столетней пыли фокинский «Карнавал». Декорации вновь поручены замечательному мастеру Михаилу Шишлянникову, главную роль репетирует Евгения Образцова, и можно не сомневаться в том, что на сцене будет дивная балетная игрушка, одноактное чудо тех времен, когда балет не решал вселенские проблемы, а просто украшал мир. В тот же вечер покажут прошлогоднюю премьеру «Пробуждение Флоры» (москвичи могут ее увидеть раньше -- «Золотая маска» привозит в столицу этот выдвинутый на национальную театральную премию спектакль 25 и 26 февраля) и свеженькую личную премьеру Дианы Вишневой «Лунный Пьеро», поставленный на музыку Арнольда Шенберга Алексеем Ратманским. Впрочем, «Пьеро» тоже будет доступен москвичам раньше, чем петербуржцам, -- мариинская звезда покажет этот спектакль на своем бенефисе, что пройдет на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко 28 и 29 февраля.
Завершать фестиваль будет традиционный гала-концерт. Пока объявлен только список гостей: Алина Кожокару и Йохан Кобборг (английский Королевский балет), Лючия Лакарра (Баварская опера), Анхель Корейя (American Ballet Theatre), Мария Александрова и Николай Цискаридзе (Большой театр), Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Леонид Сарафанов, Андриан Фадеев (Мариинский театр). Программа же гала традиционно держится в секрете, так что возможны любые сюрпризы.