Кто на новенького?

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin

Заметки о балетных дебютах прошедшего сезона

Неожиданный подарок преподнесла Московская академия хореографии - на майском концерте МГАХ среди унылой массы выпускников этого года показали действительно талантливую девочку, пока еще студентку академии Ольгу Марченкову. Она выступила во второй части "Классической симфонии" Прокофьева в хореографии Леонида Лавровского. Удлиненные линии, тонкий силуэт, мягкие, грамотные стопы - вдруг показалось, что мы не в Москве в Большом театре, а в Ленинграде середины 50-х, когда начинала восходить звезда Ирины Колпаковой.

Above: The Color Wheel

Заметки о балетных дебютах прошедшего сезона

Неожиданный подарок преподнесла Московская академия хореографии - на майском концерте МГАХ среди унылой массы выпускников этого года показали действительно талантливую девочку, пока еще студентку академии Ольгу Марченкову. Она выступила во второй части "Классической симфонии" Прокофьева в хореографии Леонида Лавровского. Удлиненные линии, тонкий силуэт, мягкие, грамотные стопы - вдруг показалось, что мы не в Москве в Большом театре, а в Ленинграде середины 50-х, когда начинала восходить звезда Ирины Колпаковой. Внешнее сходство очевидно. Сложно судить о ее технических данных, так как танцовщицу заняли только в адажио. Но уже сам факт наличия в недрах училища балерины с такой немосковской формой поразителен. Интересно, как сложится ее судьба. В Петербурге она бы получила партию Авроры в первый год, в Большом такая изнеженная фактура вряд ли приживется. Тому пример - очень медленная карьера в театре у Анны Никулиной. Ей никак не удается попасть в обойму молодых артисток, на которых руководство делает ставку. Незамеченным остается "Лебединое озеро", подготовленное с Екатериной Максимовой и удачно станцованное два года назад. Однако у Никулиной в наличии крепкие нервы, верность педагогу и классической школе, а также абсолютная свобода на сцене. Она не потеряется. Непонятая в "Лебедином озере", Никулина снискала громкий успех в "Золотом веке", недавней премьере театра. Юрий Григорович, посмотрев на репетиции, что она творит с аттитюдами и какой амплитуды кидает батманы, разрешил балерине танцевать Люську по-своему, принял ее "авторскую" редакцию. В той же роли Екатерина Крысанова, одногодка Ани, хоть она и в первом составе танцевала, выглядела среднестатистической артисткой, без доли индивидуальности. Также было очень скучно смотреть ее дебют в партии Авроры. Столько лет в театре не менялся состав исполнительниц этой партии, столько было ожиданий, а девочка разочаровала. Вспомним Аврору - Диану Вишневу или Майю Думченко из Мариинки, которые в те же двадцать лет ворожили зрительным залом. Хореографический текст Крысанова произнесла внятно, а партия не сложилась. Тем временем Крысанова станет с нового сезона солисткой - будет получать новые партии, а Никулина останется пока в кордебалете - будет лить бальзам на душу балетоманов, разыгрывая спектакли из отдельных вариаций. "Лебединое"-то все равно никто лучше ее здесь не танцует.

О.Марченкова ('Классическая симфония')
О.Марченкова ("Классическая симфония")

Удачный дебют был у Карима Абдуллина в роли солиста первой части "Симфонии до мажор". Артист показал высокий класс партнерской техники. Недаром он учился у Игоря Уксусникова, а тот - у Асафа Мессерера. Кто присутствовал на уроках Уксусникова, знает, какой культ балерины царит в классе у этого мэтра. Лучший пример - известный московский фотограф Игорь Захаркин, в прошлом танцовщик ГАБТа, выпускался у Игоря Уксусникова и был отменным кавалером на сцене, никогда не позволяющим себе высказывания о тяготах партнерства. Сейчас этой культуры среди молодых артистов нет, и Карим в этом смысле уникален. Я не хочу сказать, что нет партнеров как таковых, но совсем мало танцовщиков, для которых отношения с партнершей в дуэте - не проходное место, а целый театральный мир. Приятно поразило выступление молодого артиста, пекущегося о выгодной подаче партнерши (Анастасия Яценко).

Н.Осипова и А.Болотин ("Дон Кихот")

Очень спорным можно назвать дебют в роли Китри яркой представительницы бравурной московской школы - Натальи Осиповой. Ей решительно везет с руководством балета Большого театра - что ни день, то новое известие о необходимости подготовить какую-то роль. Она даже открывала блок "Дон Кихотов" на гастролях в Ковент-Гарден в паре с Денисом Матвиенко. А помимо "Дон Кихота", у нее на гастролях были дебюты в Аспиччии и Рамзее в "Дочери фараона", испанская невеста в "Лебедином озере", "Игра в карты" Ратманского и еще много всяких вариаций "на прыжок". Данные для балерины у Осиповой довольно скромные, что, однако, компенсируется бурным актерским талантом и сумасшедшей энергией в работе. Она так рвалась на сцену в "Дон Кихоте", что едва не сносила декорации. В первом акте сыграла простую московскую девчонку, которая танцем заводит всю площадь. Страстно желая танцевать, перескакивая через любые преграды и сметая все "но" на своем пути, Наташа выбрала хорошего педагога - Марину Кондратьеву, и вместе, много и монотонно работая в репетиционном зале, они частично преодолевают проблемы формы. Но классика требует более поэтических линий, более камерного воспитания. Жалко, что балерину, остро чувствующую современные тенденции (лучшее, что сделала Наташа, - сольные партии в "Пассакалье" Пети, "Болеро" и "Игре в карты" Ратманского), ставят на чужие роли только потому, что она надежная, быстро учит, легка в фуэте и с места в этом фуэте не сходит ни на миллиметр. Что бы ни говорилось, Осипова - продолжательница московской традиции танца и уже стала лицом сегодняшнего столичного стиля.

За петербургский стиль из молодых балерин отвечают две танцовщицы Мариинского театра - Алина Сомова и Евгения Образцова. Про последнюю можно сказать то же самое, что про Осипову, только со знаком минус. Минус по градусу Цельсия. Такая же миниатюрная, те же стопы, те же мышцы, но вместо бравурности - аккуратность, вместо хулиганства - воспитание, вместо горячей Китри - холодная Ундина. Ее дебют в балете "Ундина" Пьера Лакота отметили все западные критики как очень удачный. Образцову воспитывает Нинель Кургапкина, один из лучших педагогов, учитель Ульяны Лопаткиной. В целом любопытно все, что делает Образцова, но не хватает сил смотреть на театр в миниатюре. Другое дело - длинноногая красотка Алина Сомова. Ее дебют в роли Повелительницы дриад в "Дон Кихоте" выглядел обворожительно. Только бы произошло с этой беби-балериной то, что произошло с теми историческими, дягилевскими. Из милых девочек они превратились в балерин первого класса, как, например, великая Алисия Маркова.

Есть в Мариинском театре и совсем молодая дебютантка - Дарья Васнецова. Она идет вослед самым крепким солисткам, таким, как Наталья Сологуб и Виктория Терешкина. Нужная смена, так как обе балерины испугались долгосрочного ремонта театра и уже числятся артистками одной из европейских трупп. Под конец сезона Васнецова станцевала Марию в "Бахчисарайском фонтане". Достаточно успешный дебют для столь юной балерины. Значит, не за горами у нее "Лебединое озеро".

Екатерина БЕЛЯЕВА

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.