Что нельзя пропустить в московской афише

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Грядущие весна и лето грозят опустошить кошелек российского балетомана
Above: The Color Wheel
Грядущие весна и лето грозят опустошить кошелек российского балетомана

В этом году, как и в прошлом, основные события поставляют «Золотая маска» и Чеховский фестиваль, но к ним теперь присоединились и другие институции. Всего в ближайшие полгода нам покажут 25 (двадцать пять) зрелищ. Посетить всё не удастся при всем желании — некоторые происходят одновременно. Выбирать надо уже сейчас, поскольку билеты практически на все события уже поступили в продажу.

Весна начинается с Мариинки: 2 и 3 марта петербуржцы покажут в Музыкальном театре «Конька-Горбунка» Алексея Ратманского, а 4-го — вечер одноактных балетов («Шотландская симфония», «В ночи», «Тема с вариациями»). «Конек» — премьера прошлого сезона, участвует в конкурсе «Маски», и взглянуть на то, как прорезает воздух над сценой Леонид Сарафанов, определенно стоит. Алина Сомова (Царь-девица) глядит на деревенского лихача с нежностью Гермионы Грейнджер, взирающей на Рональда Уизли, и этак слегка подергивает плечиком; на платье царя нарисована Спасская башня, на голове же свил гнездо двуглавый орел — художник Максим Исаев один из главных претендентов на «художническую» «Маску» в этом году. А «Шотландская симфония» Баланчина — премьера этого сезона, то есть вообще-то возобновление. Спектакль возвращается в репертуар после долгого отсутствия. Любопытно будет взглянуть, как теперь смотрятся вариации на тему «Сильфиды», — после баланчинских войн, триумфов и усталых маршей прошлых лет.

«Конек-Горбунок»

Затем придет черед современного танца — его много в этом году, и он разный. 3 и 4 апреля на «Золотой маске» в Центре имени Мейерхольда будут показывать «Бедную Лизу» Аллы Сигаловой (увидеть ее можно и раньше — 9 марта). Это не тот спектакль, что играли в прошлом сезоне: когда в дуэте меняется один участник, дуэт становится другим. Сигалова сочиняла «Лизу» на Чулпан Хаматову и Андрея Меркурьева, но нынешний сезон Хаматова пропускает, и хореограф сама выходит на замену. Исчезает летучая тревожность, что транслировала в спектакле Хаматова, подчеркивается важная для Сигаловой, часто ею проговариваемая тема судьбы. Меняются акценты, история рассказывается совсем о другом — в общем, это надо видеть. 

От отечественной продукции — к гастролям: во «Дворец на Яузе» 11 и 12 марта приезжает Будапештский театр танца (это собственный проект «Дворца», директор которого хочет превратить бывший ДК электролампового завода в актуальную прокатную площадку). Худрук театра Бэла Фолди, почитающий более модерн, чем не признающий правил контемпорари, покажет две одноактовки — «Шопен» и «Болеро». Вслед за венграми в российской столице появятся белорусы — 22 марта в off-программе «Золотой маски» на сцене Центра имени Мейерхольда в один вечер появятся два театра: D.O.Z.S.K.I (со спектаклем «Зима. Камень-ножницы-бумага. В Долине доли. Зрелость») и «Каракули» (со спектаклем «Свадебка»). Белорусский танец, как правило, очень похож на свою страну: заграница им не указ, и, если велосипед изобретен в Европе, это повод задуматься над тем, нужное ли это новшество. Рекомендовать можно энтузиастам.

Программа «Золотой маски» «Легендарные спектакли и имена ХХ века», в прошлом году заманившая в Москву Сильви Гиллем, в этот раз представляет Марка Морриса, то есть не звездную балерину, но звездного хореографа. Спектакль «Дидона и Эней» (24 и 25 марта на сцене «Новой Оперы») — переложение в босоногий танец оперы Перселла — за двадцать лет своей истории действительно стал легендой. Моррис сочинял партию Дидоны для себя, и трудно было представить более красивый, более вычурный и более гейский танцевальный текст. Перебравшись со сцены за пульт (теперь он дирижирует сопровождающим спектакль ансамблем), он отдал роль одной из танцовщиц — и спектакль не утратил своего скульптурного обаяния; выяснилось, что и женщина вполне способна пересказать эту патетическую историю.

«Дидона и Эней»: вот так это было с самим Моррисом

Статная российская провинция привозит на конкурс «Маски» аккуратные, тонко прочерченные сочинения последователей Баланчина, дополняя их творениями самого мэтра: 27 марта в Большом театре (почему-то в 15:00) новосибирцы танцуют «Бессмертие в любви» Эдварда Льянга и Who cares? Баланчина, пермяки же 14 апреля в Музыкальном театре представят «Медею» Юрия Посохова и Concerto barocco. Но не останутся без зрелищ и поклонники танцев буйных, разорванных на груди рубах и стр-р-раданий по-русски: в столицу едет и «Онегин» Бориса Эйфмана (1 и 2 апреля в Театре оперетты; по-моему, и дата, и площадка выбраны замечательно). Спектакль за год эксплуатации потерял второе слово из названия (его раньше величали «Онегин. Online»), но остался повествованием о том, как тяжко было жить в России в девяностые годы ХХ века.

«Онегин»

Российский современный танец в конкурсе представлен ветераном движения Ольгой Поной («Мужчина — это такой мужик, который нашел his own identity» Челябинского театра современного танца) и впервые приехавшей на фестиваль москвичкой Екатериной Кисловой («Общежитие»), пермским театром Евгения Панфилова (Casting off Ларисы Александровой) и столичной компанией Дениса Бородицкого («Мне жаль, что вы меня не поняли»). При этом расписание фестиваля составлено так, что выступления трупп Поны и Кисловой (30 марта, Центр имени Мейерхольда) совпадают с единственной гастролью киевского театра Раду Поклитару («Щелкунчик» в РАМТе, программа «Маска плюс»), а танцы Бородицкого и Александровой (13 апреля, Театр им. Пушкина) идут одновременно с балетным спектаклем Латвийской национальной оперы «Песочный человек» (также «Маска плюс», в РАМТе). Если учесть, что со времен «Ромео и Джульетты» в Большом у Поклитару в Москве масса фанатов и поклонников, а сочинитель «Песочного человека» Кристиан Шпук заинтриговал публику комическим па-де-де, которое Ульяна Лопаткина исполняла, держа дамскую сумочку в зубах, — становится ясно, что на конкурсную программу отправятся в основном патриоты отечественного контемпорари.

Шпук сочиняет вот такое

В программе «Маска плюс» не только ближнее зарубежье: 1 и 2 апреля в центре «На Страстном» состоится моноспектакль бельгийца Яна Фабра Another sleepy dusty delta day — как всегда, на грани танца и перформанса. Таким образом, «Маска» в эти два дня разумно разделяет почитателей поп-балета и интеллектуальных провокаций (напомним, в то же самое время в Москве танцует и эйфмановский театр). А кроме него, — Blue, blue soap нью-йоркской труппы Aszure Barton & Artists: знакомство с американской сочинительницей contemporary dance — видимо, для сравнения с нашими (6 и 7 апреля на сцене «Мастерской Петра Фоменко»). 

Знакомьтесь: ms. Barton

Не устали еще? А многие великие свершения еще впереди. 18, 19, 20 апреля на гастроли в Музыкальный театр (в рамках Года Франции в России) приезжает Лионский балет и привозит «Жизель» Матса Эка. Это Эк еще не ринувшийся в эксперименты с видео и не переворачивающий глыбистые пласты классической драмы, — и это Эк, уже ставший одним из главных хореографов конца ХХ века. Действие перенесено в наши дни, героиня попадает вместо кладбища в психушку — и кто не видел съежившейся голой задницы героя, тоже сходящего с ума, тот вообще ничего в этой жизни не видел. Понятно, что «Вишневый сад», что покажет уже сильно повзрослевший (да что там — постаревший) Эк на Чеховском фестивале (3, 4, 5 июня в Театре им. Моссовета), тоже очень интересен, но той энергии в хореографе уже нет — или ее не хватает на то, чтобы запустить, как заводные волчки, драматических артистов.

«Жизель»

Май станет месяцем двух событий — одно будет важно для любителей классики, второе — ценителям контемпорари. 18 и 19 мая в Большом пройдут концерты Benois de la danse — сначала покажутся номинанты приза, затем лауреаты этого года в компании победителей прошлых лет. Неровный и нервный, этот конкурс тем не менее каждый год привозит в Москву первоклассных артистов, и благодаря ему мы имеем возможность регулярно видеть солистов первого театра мира — Парижской оперы. Номинанты этого года еще не объявлены, но без французов Benois не обходится. Не обойдется без них и Intradance — новенький фестиваль современного танца, учрежденный несколькими иностранными культурными центрами. Прошлой весной в России был объявлен конкурс — все желающие труппы контемпорари могли подать заявку на приглашение к себе европейского хореографа. Конкурс был объявлен и в Европе — кто из творцов хочет поставить что-нибудь в стране медведей и лебедей. Летом оргкомитет Intradance выбрал семь трупп и семь сочинителей танцев; скрестил их произвольным образом; с сентября по май проходят премьеры в дальних городах, а вот с 20 по 23 мая все соберутся в Москве и покажут, что получилось. 

Лето принесет в Россию трех знаменитых хореографов — двух на гастроли, одного надолго, в репертуар. С 6 по 8 июля в «Мастерской Петра Фоменко» будет выступать труппа Жозефа Наджа со спектаклем «Творение». Это спецзаказ Чеховского фестиваля, копродукция с Национальным хореографическим центром Орлеана. Чеховский фестиваль предложил нескольким режиссерам и хореографам сочинить нечто связанное с Антоном Павловичем — и Надж откликнулся «Творением», а Начо Дуато — «Бесконечным садом» (его покажут с 19 по 23 июля в Театре им. Моссовета). Кстати, испанский поэт, геометр и практичный руководитель главного мадридского балетного театра привезет еще и спектакль под названием «Многогранность. Формы тишины и пустоты»; его можно будет увидеть с 26 по 30 июля в Большом, и если не откладывать покупку билетов, то за какие-то разумные деньги. Кроме того, его Na floresta — двадцатиминутный фантастический балет, вдохновленный лесами Амазонии и в прошлом сезоне купленный Музыкальным театром, — также можно увидеть 19 марта и 2 апреля. Он в числе номинантов «Маски» и был бы главным претендентом на награду (поскольку это явно лучшая работа в сезоне, которая обходит даже «Конька-Горбунка»), если бы не краткость. Жюри «Маски» из года в год боится маленьких спектаклей, нам всё полотна подавай. Впрочем, вдруг в этом году случится чудо…



Получит «Маску» Na floresta или нет, Музыкальный театр в любом случае покажет нам сенсацию сезона. Первым в стране театр сумел договориться с Иржи Килианом о переносе его двух одноактовок — и теперь в Москве можно будет регулярно видеть «Шесть танцев» гаагского гуру и его «Маленькую смерть». Премьера назначена на 11 июля, то есть «Стасик», как зовут Музыкальный театр имени Станиславского балетоманы, поставит точку в регулярном московском сезоне. И вот тогда мы увидим небо в алмазах…

«Маленькая смерть»

Анна Гордеева
Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.