Грядущие весна и лето грозят опустошить кошелек российского балетомана
Грядущие весна и лето грозят опустошить кошелек российского балетомана
В этом году, как и в прошлом, основные события поставляют «Золотая маска» и Чеховский фестиваль, но к ним теперь присоединились и другие институции. Всего в ближайшие полгода нам покажут 25 (двадцать пять) зрелищ. Посетить всё не удастся при всем желании — некоторые происходят одновременно. Выбирать надо уже сейчас, поскольку билеты практически на все события уже поступили в продажу.
Весна начинается с Мариинки: 2 и 3 марта петербуржцы покажут в Музыкальном театре «Конька-Горбунка» Алексея Ратманского, а 4-го — вечер одноактных балетов («Шотландская симфония», «В ночи», «Тема с вариациями»). «Конек» — премьера прошлого сезона, участвует в конкурсе «Маски», и взглянуть на то, как прорезает воздух над сценой Леонид Сарафанов, определенно стоит. Алина Сомова (Царь-девица) глядит на деревенского лихача с нежностью Гермионы Грейнджер, взирающей на Рональда Уизли, и этак слегка подергивает плечиком; на платье царя нарисована Спасская башня, на голове же свил гнездо двуглавый орел — художник Максим Исаев один из главных претендентов на «художническую» «Маску» в этом году. А «Шотландская симфония» Баланчина — премьера этого сезона, то есть вообще-то возобновление. Спектакль возвращается в репертуар после долгого отсутствия. Любопытно будет взглянуть, как теперь смотрятся вариации на тему «Сильфиды», — после баланчинских войн, триумфов и усталых маршей прошлых лет.
«Конек-Горбунок»
Затем придет черед современного танца — его много в этом году, и он разный. 3 и 4 апреля на «Золотой маске» в Центре имени Мейерхольда будут показывать «Бедную Лизу» Аллы Сигаловой (увидеть ее можно и раньше — 9 марта). Это не тот спектакль, что играли в прошлом сезоне: когда в дуэте меняется один участник, дуэт становится другим. Сигалова сочиняла «Лизу» на Чулпан Хаматову и Андрея Меркурьева, но нынешний сезон Хаматова пропускает, и хореограф сама выходит на замену. Исчезает летучая тревожность, что транслировала в спектакле Хаматова, подчеркивается важная для Сигаловой, часто ею проговариваемая тема судьбы. Меняются акценты, история рассказывается совсем о другом — в общем, это надо видеть.
От отечественной продукции — к гастролям: во «Дворец на Яузе» 11 и 12 марта приезжает Будапештский театр танца (это собственный проект «Дворца», директор которого хочет превратить бывший ДК электролампового завода в актуальную прокатную площадку). Худрук театра Бэла Фолди, почитающий более модерн, чем не признающий правил контемпорари, покажет две одноактовки — «Шопен» и «Болеро». Вслед за венграми в российской столице появятся белорусы — 22 марта в off-программе «Золотой маски» на сцене Центра имени Мейерхольда в один вечер появятся два театра: D.O.Z.S.K.I (со спектаклем «Зима. Камень-ножницы-бумага. В Долине доли. Зрелость») и «Каракули» (со спектаклем «Свадебка»). Белорусский танец, как правило, очень похож на свою страну: заграница им не указ, и, если велосипед изобретен в Европе, это повод задуматься над тем, нужное ли это новшество. Рекомендовать можно энтузиастам.
Программа «Золотой маски» «Легендарные спектакли и имена ХХ века», в прошлом году заманившая в Москву Сильви Гиллем, в этот раз представляет Марка Морриса, то есть не звездную балерину, но звездного хореографа. Спектакль «Дидона и Эней» (24 и 25 марта на сцене «Новой Оперы») — переложение в босоногий танец оперы Перселла — за двадцать лет своей истории действительно стал легендой. Моррис сочинял партию Дидоны для себя, и трудно было представить более красивый, более вычурный и более гейский танцевальный текст. Перебравшись со сцены за пульт (теперь он дирижирует сопровождающим спектакль ансамблем), он отдал роль одной из танцовщиц — и спектакль не утратил своего скульптурного обаяния; выяснилось, что и женщина вполне способна пересказать эту патетическую историю.
«Дидона и Эней»: вот так это было с самим Моррисом
Статная российская провинция привозит на конкурс «Маски» аккуратные, тонко прочерченные сочинения последователей Баланчина, дополняя их творениями самого мэтра: 27 марта в Большом театре (почему-то в 15:00) новосибирцы танцуют «Бессмертие в любви» Эдварда Льянга и Who cares? Баланчина, пермяки же 14 апреля в Музыкальном театре представят «Медею» Юрия Посохова и Concerto barocco. Но не останутся без зрелищ и поклонники танцев буйных, разорванных на груди рубах и стр-р-раданий по-русски: в столицу едет и «Онегин» Бориса Эйфмана (1 и 2 апреля в Театре оперетты; по-моему, и дата, и площадка выбраны замечательно). Спектакль за год эксплуатации потерял второе слово из названия (его раньше величали «Онегин. Online»), но остался повествованием о том, как тяжко было жить в России в девяностые годы ХХ века.
«Онегин»
Российский современный танец в конкурсе представлен ветераном движения Ольгой Поной («Мужчина — это такой мужик, который нашел his own identity» Челябинского театра современного танца) и впервые приехавшей на фестиваль москвичкой Екатериной Кисловой («Общежитие»), пермским театром Евгения Панфилова (Casting off Ларисы Александровой) и столичной компанией Дениса Бородицкого («Мне жаль, что вы меня не поняли»). При этом расписание фестиваля составлено так, что выступления трупп Поны и Кисловой (30 марта, Центр имени Мейерхольда) совпадают с единственной гастролью киевского театра Раду Поклитару («Щелкунчик» в РАМТе, программа «Маска плюс»), а танцы Бородицкого и Александровой (13 апреля, Театр им. Пушкина) идут одновременно с балетным спектаклем Латвийской национальной оперы «Песочный человек» (также «Маска плюс», в РАМТе). Если учесть, что со времен «Ромео и Джульетты» в Большом у Поклитару в Москве масса фанатов и поклонников, а сочинитель «Песочного человека» Кристиан Шпук заинтриговал публику комическим па-де-де, которое Ульяна Лопаткина исполняла, держа дамскую сумочку в зубах, — становится ясно, что на конкурсную программу отправятся в основном патриоты отечественного контемпорари.
Шпук сочиняет вот такое
В программе «Маска плюс» не только ближнее зарубежье: 1 и 2 апреля в центре «На Страстном» состоится моноспектакль бельгийца Яна Фабра Another sleepy dusty delta day — как всегда, на грани танца и перформанса. Таким образом, «Маска» в эти два дня разумно разделяет почитателей поп-балета и интеллектуальных провокаций (напомним, в то же самое время в Москве танцует и эйфмановский театр). А кроме него, — Blue, blue soap нью-йоркской труппы Aszure Barton & Artists: знакомство с американской сочинительницей contemporary dance — видимо, для сравнения с нашими (6 и 7 апреля на сцене «Мастерской Петра Фоменко»).
Знакомьтесь: ms. Barton
Не устали еще? А многие великие свершения еще впереди. 18, 19, 20 апреля на гастроли в Музыкальный театр (в рамках Года Франции в России) приезжает Лионский балет и привозит «Жизель» Матса Эка. Это Эк еще не ринувшийся в эксперименты с видео и не переворачивающий глыбистые пласты классической драмы, — и это Эк, уже ставший одним из главных хореографов конца ХХ века. Действие перенесено в наши дни, героиня попадает вместо кладбища в психушку — и кто не видел съежившейся голой задницы героя, тоже сходящего с ума, тот вообще ничего в этой жизни не видел. Понятно, что «Вишневый сад», что покажет уже сильно повзрослевший (да что там — постаревший) Эк на Чеховском фестивале (3, 4, 5 июня в Театре им. Моссовета), тоже очень интересен, но той энергии в хореографе уже нет — или ее не хватает на то, чтобы запустить, как заводные волчки, драматических артистов.
«Жизель»
Май станет месяцем двух событий — одно будет важно для любителей классики, второе — ценителям контемпорари. 18 и 19 мая в Большом пройдут концерты Benois de la danse — сначала покажутся номинанты приза, затем лауреаты этого года в компании победителей прошлых лет. Неровный и нервный, этот конкурс тем не менее каждый год привозит в Москву первоклассных артистов, и благодаря ему мы имеем возможность регулярно видеть солистов первого театра мира — Парижской оперы. Номинанты этого года еще не объявлены, но без французов Benois не обходится. Не обойдется без них и Intradance — новенький фестиваль современного танца, учрежденный несколькими иностранными культурными центрами. Прошлой весной в России был объявлен конкурс — все желающие труппы контемпорари могли подать заявку на приглашение к себе европейского хореографа. Конкурс был объявлен и в Европе — кто из творцов хочет поставить что-нибудь в стране медведей и лебедей. Летом оргкомитет Intradance выбрал семь трупп и семь сочинителей танцев; скрестил их произвольным образом; с сентября по май проходят премьеры в дальних городах, а вот с 20 по 23 мая все соберутся в Москве и покажут, что получилось.
Лето принесет в Россию трех знаменитых хореографов — двух на гастроли, одного надолго, в репертуар. С 6 по 8 июля в «Мастерской Петра Фоменко» будет выступать труппа Жозефа Наджа со спектаклем «Творение». Это спецзаказ Чеховского фестиваля, копродукция с Национальным хореографическим центром Орлеана. Чеховский фестиваль предложил нескольким режиссерам и хореографам сочинить нечто связанное с Антоном Павловичем — и Надж откликнулся «Творением», а Начо Дуато — «Бесконечным садом» (его покажут с 19 по 23 июля в Театре им. Моссовета). Кстати, испанский поэт, геометр и практичный руководитель главного мадридского балетного театра привезет еще и спектакль под названием «Многогранность. Формы тишины и пустоты»; его можно будет увидеть с 26 по 30 июля в Большом, и если не откладывать покупку билетов, то за какие-то разумные деньги. Кроме того, его Na floresta — двадцатиминутный фантастический балет, вдохновленный лесами Амазонии и в прошлом сезоне купленный Музыкальным театром, — также можно увидеть 19 марта и 2 апреля. Он в числе номинантов «Маски» и был бы главным претендентом на награду (поскольку это явно лучшая работа в сезоне, которая обходит даже «Конька-Горбунка»), если бы не краткость. Жюри «Маски» из года в год боится маленьких спектаклей, нам всё полотна подавай. Впрочем, вдруг в этом году случится чудо…
Получит «Маску» Na floresta или нет, Музыкальный театр в любом случае покажет нам сенсацию сезона. Первым в стране театр сумел договориться с Иржи Килианом о переносе его двух одноактовок — и теперь в Москве можно будет регулярно видеть «Шесть танцев» гаагского гуру и его «Маленькую смерть». Премьера назначена на 11 июля, то есть «Стасик», как зовут Музыкальный театр имени Станиславского балетоманы, поставит точку в регулярном московском сезоне. И вот тогда мы увидим небо в алмазах…
«Маленькая смерть»
Анна Гордеева