Фестиваль, собирающий у себя отечественных и западных звезд балета, вселяет странное для нынешнего времени чувство оптимизма
Фестиваль, собирающий у себя отечественных и западных звезд балета, вселяет странное для нынешнего времени чувство оптимизма
Этот фест (он пройдет в северной столице с 28 марта по 2 апреля) состоится уже в девятый раз, но впервые с таким размахом. Начиналось все весьма скромно: петербуржцы приглашали учеников провинциальных школ позаниматься у мариинских мастеров. К станку могли встать энтузиасты от 7 до 25 лет, группы набирались трех степеней сложности, а уроки давали, в частности, Ульяна Лопаткина и Геннадий Селюцкий. Заканчивалось все одним небольшим, но достойным гала, где на сцене появлялись педагоги и иные знаменитости; посылка была понятна: работай, тоже здесь будешь.
В этом году мастер-классы остались, Dance open не собирается отказываться от своего первоначального образовательного проекта. Но кроме обещания карьеры предлагает некоторый взгляд в прошлое. Жизнь сороковых, семидесятых и нулевых: балетная карьера в различные времена. Быть звездой в закрытой стране. Не участвовать в мировой конкурентной борьбе. Сбежать из страны. На своей шкуре почувствовать, что такое схватка техник и стилей. Понять, как «старая» репутация обеспечивает предубеждение, — и победить. Родиться в мире, где все границы (для балетных, по крайней мере) открыты и где принадлежность к знаменитой русской компании вовсе не гарантирует отдельных приглашений на гастроли.
Анастасия Колегова и Игорь Зеленский
В программе шесть концертов. Четыре гала, посвященных великим людям сороковых-пятидесятых (Татьяна Вечеслова, Галина Уланова, Константин Сергеев, Вахтанг Чабукиани), «выпускной» вечер занимавшихся на мастер-классах (билеты на него бесплатны) и гигантский финальный концерт в честь Наталии Макаровой. Кроме того, вручение свежепридуманной балетной премии, которая должна стать очевидной конкуренткой московскому Benois de la danse. То есть целая неделя больших событий.
Программа составлена так, что в честь давних советских звезд будут танцевать те, кто у них учился — или учился у их учеников, или просто считает себя учеником великого человека, ибо его (ее) записанные на пленку выступления повлияли на представление сегодняшнего артиста о том, чем должен быть классический танец. Цепочки выстраиваются занятные: так, Людмила Семеняка, работавшая с Улановой, привозит на концерт в ее честь вчерашнюю выпускницу МАХУ Дарью Хохлову, с которой работает сейчас сама; а Лопаткина, учившаяся в классе Натальи Дудинской, покажет на вечере Константина Сергеева (не только танцовщика и хореографа, но и мужа питерской «железной леди») сочиненный им монолог Офелии. Концерт в честь Чабукиани соберет трех артистов, вызывающих у публики не менее сильные эмоции, чем когда-то сам летучий Вахтанг: Николая Цискаридзе (он начинал учиться в Тбилиси), Игоря Зеленского (он закончил грузинское училище) и Леонида Сарафанова (без биографических привязок, просто потому, что он очень неплохой танцовщик).
Даниил Cимкин, танцовщик American Ballet Theatre
Артисты будут появляться в том репертуаре, в котором выступали Уланова и Вечеслова, Чабукиани и Сергеев. Видимо, именно поэтому гала-концерты собирают в основном отечественных звезд: погоду делают Мариинка, Большой и Михайловский театры. Правда, некоторые совершают подвиги и учат текст специально для этой гастроли: так, берлинская пара Элиза Кабреро и Михаил Канискин штудируют дуэт из сергеевской «Золушки».
От возвышенной участи крепостного артиста — к суете и сражениям открытого мира: на гала Наталии Макаровой приедут артисты из New York City Ballet и American Ballet Theatre; мюнхенскую звезду Лусию Лакарру сменит воцарившаяся на берлинском троне Полина Семионова; Тьяго Суареш, что в свое время разделил на московском конкурсе первую награду с Леонидом Сарафановым, ответит на английский Королевский балет, а Юргита Дронина напомнит о существовании балета шведского. Выпускники отечественных школ без проблем вписываются в реальность и западных трупп, и традиционных российских театров; по крайней мере, dance у нас все еще open — и развивающийся фестиваль вселяет странное для нынешнего времени чувство оптимизма.
Берлинский худрук Владимир Малахов станцует в честь Вечесловой, Сергеева и Улановой. Что точно, пока неизвестно; хорошо бы так любимую Улановой «Жизель».
Кроме Лопаткиной, на вечере в честь Сергеева появится и Алина Сомова.
На вечере в честь Улановой — Олеся Новикова.
Сарафанов станцует в честь Чабукиани.
А на вечере Макаровой публика традиционно разделится на поклонников двух виртуозов — Ивана Васильева из Большого и Даниила Симкина из American Ballet Theatre.
Анна Гордеева