В Петербурге открывается Dance open

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Фестиваль, собирающий у себя отечественных и западных звезд балета, вселяет странное для нынешнего времени чувство оптимизма
Above: The Color Wheel
Фестиваль, собирающий у себя отечественных и западных звезд балета, вселяет странное для нынешнего времени чувство оптимизма

Этот фест (он пройдет в северной столице с 28 марта по 2 апреля) состоится уже в девятый раз, но впервые с таким размахом. Начиналось все весьма скромно: петербуржцы приглашали учеников провинциальных школ позаниматься у мариинских мастеров. К станку могли встать энтузиасты от 7 до 25 лет, группы набирались трех степеней сложности, а уроки давали, в частности, Ульяна Лопаткина и Геннадий Селюцкий. Заканчивалось все одним небольшим, но достойным гала, где на сцене появлялись педагоги и иные знаменитости; посылка была понятна: работай, тоже здесь будешь.

В этом году мастер-классы остались, Dance open не собирается отказываться от своего первоначального образовательного проекта. Но кроме обещания карьеры предлагает некоторый взгляд в прошлое. Жизнь сороковых, семидесятых и нулевых: балетная карьера в различные времена. Быть звездой в закрытой стране. Не участвовать в мировой конкурентной борьбе. Сбежать из страны. На своей шкуре почувствовать, что такое схватка техник и стилей. Понять, как «старая» репутация обеспечивает предубеждение, — и победить. Родиться в мире, где все границы (для балетных, по крайней мере) открыты и где принадлежность к знаменитой русской компании вовсе не гарантирует отдельных приглашений на гастроли. 

Анастасия Колегова и Игорь Зеленский

В программе шесть концертов. Четыре гала, посвященных великим людям сороковых-пятидесятых (Татьяна Вечеслова, Галина Уланова, Константин Сергеев, Вахтанг Чабукиани), «выпускной» вечер занимавшихся на мастер-классах (билеты на него бесплатны) и гигантский финальный концерт в честь Наталии Макаровой. Кроме того, вручение свежепридуманной балетной премии, которая должна стать очевидной конкуренткой московскому Benois de la danse. То есть целая неделя больших событий.

Программа составлена так, что в честь давних советских звезд будут танцевать те, кто у них учился — или учился у их учеников, или просто считает себя учеником великого человека, ибо его (ее) записанные на пленку выступления повлияли на представление сегодняшнего артиста о том, чем должен быть классический танец. Цепочки выстраиваются занятные: так, Людмила Семеняка, работавшая с Улановой, привозит на концерт в ее честь вчерашнюю выпускницу МАХУ Дарью Хохлову, с которой работает сейчас сама; а Лопаткина, учившаяся в классе Натальи Дудинской, покажет на вечере Константина Сергеева (не только танцовщика и хореографа, но и мужа питерской «железной леди») сочиненный им монолог Офелии. Концерт в честь Чабукиани соберет трех артистов, вызывающих у публики не менее сильные эмоции, чем когда-то сам летучий Вахтанг: Николая Цискаридзе (он начинал учиться в Тбилиси), Игоря Зеленского (он закончил грузинское училище) и Леонида Сарафанова (без биографических привязок, просто потому, что он очень неплохой танцовщик). 

Даниил Cимкин, танцовщик American Ballet Theatre

Артисты будут появляться в том репертуаре, в котором выступали Уланова и Вечеслова, Чабукиани и Сергеев. Видимо, именно поэтому гала-концерты собирают в основном отечественных звезд: погоду делают Мариинка, Большой и Михайловский театры. Правда, некоторые совершают подвиги и учат текст специально для этой гастроли: так, берлинская пара Элиза Кабреро и Михаил Канискин штудируют дуэт из сергеевской «Золушки».

От возвышенной участи крепостного артиста — к суете и сражениям открытого мира: на гала Наталии Макаровой приедут артисты из New York City Ballet и American Ballet Theatre; мюнхенскую звезду Лусию Лакарру сменит воцарившаяся на берлинском троне Полина Семионова; Тьяго Суареш, что в свое время разделил на московском конкурсе первую награду с Леонидом Сарафановым, ответит на английский Королевский балет, а Юргита Дронина напомнит о существовании балета шведского. Выпускники отечественных школ без проблем вписываются в реальность и западных трупп, и традиционных российских театров; по крайней мере, dance у нас все еще open — и развивающийся фестиваль вселяет странное для нынешнего времени чувство оптимизма.

Берлинский худрук Владимир Малахов станцует в честь Вечесловой, Сергеева и Улановой. Что точно, пока неизвестно; хорошо бы так любимую Улановой «Жизель».


Кроме Лопаткиной, на вечере в честь Сергеева появится и Алина Сомова. 


На вечере в честь Улановой — Олеся Новикова. 


Сарафанов станцует в честь Чабукиани. 


А на вечере Макаровой публика традиционно разделится на поклонников двух виртуозов — Ивана Васильева из Большого и Даниила Симкина из American Ballet Theatre.



Анна Гордеева 
Above: Fake It So Real
2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.