Чудо со щеглом - Школа Драматического Искусства

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel
Поэт - Олег Малахов, Александр Огарёв
Красавец бас - Игорь Данилов
Хрупкое сопрано - Мария Зайкова
Хозяйка - Ольга Баландина
Йота - Алла Казакова
Играет Шуберта - Елена Амирбекян
Птицелов - Вадим Андреев

Режиссёр-постановщик - Александр Огарёв
Художник-постановщик - Елизавета Дзуцева
Хореография - Константин Мишин
Педагоги по вокалу - Андрей Нащокин и Сергей Васильченко
Художник по свету - Иван Даничев
Звукорежиссёр - Алексей Русинов
Помощник режиссёра - Елизавета Иванова 
Костюмер - Ирина Бакулина 
Реквизит - Татьяна Мишланова
Изготовление мебели - Иван Баракин 
Декорации изготовлены в мастерских театра "Школа драматического искусства" под руководством Александра Назарова
Костюмы изготовлены в мастерских "Мосфильма"

«Чудо со щеглом», своей композицией и особой работой со стихотворным и музыкальным текстом, продолжает стилистическую линию таких спектаклей «Школы» как «Из путешествия Онегина» и «Пушкинский утренник». Разработанные Анатолием Васильевым на стихотворениях А. С. Пушкина методики: раскрытие диалогических возможностей поэтического, авторского монолога, вплетение в стих второго, сопутствующего сюжета, особая речевая техника, формирующая классический стиль «Школы», использованы режиссёром Александром Огарёвым в работе над поэмой Арсения Тарковского.

Эмоциональная сценическая атмосфера, пронизанная стихией песен Франца Шуберта и строф Арсения Тарковского, созвучна двухчастному композиционному решению спектакля. Две части – это зима и лето. Первая – зима – несёт с собой образы тьмы и зла. Эпиграфом к ней звучат слова Гейне из песни Шуберта «Двойник»: «...Мне страшно. Я взгляд его встречаю! В лучах луны... узнаю... САМ СЕБЯ!..». Тема страха, угрозы явлена образом «преступного типа» из «Антропологии» Ламброзо, которую изучает поэт – главный герой «поселковой повести» Тарковского. Поэта начинают окружать жуткие призраки - «ламброзиады», «метели», «преступные типы» - вместо живых людей, соседей по съёмной квартире. В изнеможении герой падает на пол и потом болеет всю весну.

Вторая часть спектакля – лето – просто, без всякой причины, как смена времён года, приносит с собой облегчение, выздоровление. Герой медленно возвращается к жизни, заново учится простым вещам: ходить за хлебом в лавку, жарить яичницу. В итоге он даже «сам себе добывает подружку», и перед ним открывается совсем другая картина жизни, реальной, простой жизни, где есть место любви и счастью. А с Хозяйкой – романтической героиней «повести» - происходит то самое «Чудо», в честь которого Арсений Тарковский назвал свою поэму «Чудо со щеглом».


Арсений Александрович Тарковский родился 25 июня 1907 года в Елисаветграде — уездном городе Херсонской губернии. Глава семьи, Александр Карлович, будучи служащим банка, занимался журналистикой, писал стихи, рассказы, переводил для себя Данте, Леопарди, Гюго и других поэтов. Мать Тарковского, Мария Даниловна, была учительницей. В семье преклонялась перед литературой и театром, все домашние писали стихи и пьесы для "внутреннего употребления”. По словам самого Тарковского, сочинять стихи он начал "с горшка”.

Когда после братоубийственной гражданской войны на Украине была установлена советская власть, Арсений и его друзья публикуют в газете акростих, первые буквы которого нелестно характеризуют главу советского правительства Ленина. Молодых людей, почти мальчишек, арестовывают и везут в Николаев, который в те годы был административным центром области. Там их помещают в подвал, где они ждут своей участи. Арсению Тарковскому удалось убежать с поезда по дороге. Было это, судя по его стихам, в 1921 году. Мальчик, росший "в вате”, избалованный любовью родителей, скитался по Украине и Крыму "без гроша в кармане”.

В 1923 году судьба привела его в Москву. Тарковский живет на случайные заработки, одно время был распространителем книг. В 1925 году он поступает на Высшие литературные курсы (бывший Литературный институт В. Я. Брюсова). Вместе с Тарковским на курсе учились Мария Петровых, Юлия Нейман, Даниил Андреев. В том же, 1925 году, на подготовительный курс поступает Мария Вишнякова, ставшая в феврале 1928 года женой Арсения Тарковского (и будущей матерью режиссёра Андрея Тарковского).

Именно этот период жизни поэта лёг в основу поэмы «Чудо со щеглом». «Мне было очень весело писать "Щегла", но я боюсь, что от него весело мне одному. Косвенная причина рождения птички та, что мы уж очень пересерьёзнили поэзию и улыбаемся только после того, как дантист скажет, что зуба можно и не вырывать», - пишет в одном из писем Тарковский, - "...Мне захотелось вдруг продолжить традицию "Домика в Коломне", "Тамбовской казначейши". Я болел и хотел как-то развеселиться. Вот и сочинил такую веселость с... долей грусти".

Но до появления этой «весёлости» оставалось ещё пол века. Только в 1962 году, когда А. А. Тарковскому было уже пятьдесят пять лет, вышла его первая книга стихов "Перед снегом”. А до этого – переводы киргизской, туркменской поэзии, грузинских народных песен, занятия журналистикой. Ещё была война, на которой Тарковский теряет ногу. После первого поэтического сборника в свет выходят: "Земле — земное” (1966), "Вестник” (1969), "Стихотворения” (1974), "Зимний день” (1980), "Избранное” (1982), "Стихи разных лет” (1983), "От юности до старости” (1987), «Быть самим собой” (1987). Последние годы А. А. Тарковский проводит в Доме ветеранов кино. Он скончался вечером 27 мая 1989 года.

• текст поселковой повести А. Тарковского "Чудо со щеглом": http://www.lib.ru/POEZIQ/TARKOWSKIJ/stihi2.txt#198

Франц Шуберт (1797-1828) относится к первым романтикам в музыке. Рано осознавший своё призвание, Шуберт посвятил всю свою короткую жизнь напряжённейшей, каждодневной работе. Но ни трудолюбие, ни всеми признаваемый талант не открыли его музыке дорогу к признанию современников. Причиной этого стала природная «неделовитость» скромного и застенчивого композитора, а также нежелание следовать музыкальной моде своего времени. Один из влиятельных знакомых так объяснил неудачи Шуберта: «В Вас нет актёрства. Вы – не шарлатан…». Именно поэтому Шуберт и был романтиком, создавшим, наверное, самую нежную музыкальную лирику и самые пронзительные в истории музыки песни печали и одиночества. «...Мне страшно. Я взгляд его встречаю! В лучах луны... узнаю... САМ СЕБЯ!..» (песня «Двойник» на стихи Г. Гейне).

Домашний концерт из песен Франца Шуберта:
1. Der Tod und das Mädchen. 2. Der Doppelgänger (Двойник). 3. Ständchen. 4. Erlkönig. 5. An die Musik. 6. Wiegenlied. 7. An die Forelle. 8. Der stürmische Morgen. 9. Du bist die Ruh. 10. Das Wandern! 11. Zum Punsche. 12. An die Freude. 13. Ave, Maria!

Чезаре Ломброзо (1835-1909) – итальянский социолог, психиатр и криминалист, опубликовавший в 1876 году свою работу "Преступный человек”, пришел к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями. Ламброзо не отрицал влияния общества на развитие криминального поведения, однако полагал, что большинство преступников биологически дегенеративно. Он так описал портрет потенциального преступника, «преступного типа»: "Скошенный лоб, чрезмерно развитые или, наоборот, неразвитые мочки ушей, крупный подбородок, складки лица...", и ряд других примет.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.