Отчет утопленниц

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича–Данченко огласил свои планы. На Большой Дмитровке ожидаются тени баядерок, Гамлет и шабаш ведьм.
Above: The Color Wheel
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича–Данченко огласил свои планы. На Большой Дмитровке ожидаются тени баядерок, Гамлет и шабаш ведьм.
Слава богу, что нынешний сезон в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича–Данченко не юбилейный. Просто 89-й. Значит, еще год, до 90-летия, не будет фанфар и барабанов. И можно отдаться театральному проектированию, но, к счастью, уже эстетическому, а не строительному, которым «Стасик» был вынужден заниматься многие годы. А в прошлом сезоне, вынырнув из многолетней реконструкции, театр массу времени посвятил адаптации: после кочевой жизни по случайным подмосткам надо было восстанавливать репертуар и заново привыкать к собственной сцене. 

Теперь уже вернули 10 старых спектаклей, показали кое-какие новинки, в общем, освоились и обжились. На повестке дня много премьер: пять оперных и пять балетных, считая одноактные. Нет, без восстановления и поныне не обойтись: еще не реконструированы серьезные «Богема» и «Пиковая дама», не состоялись комедии: оперное «Обручение в монастыре» и танцевальное «Укрощение строптивой». Пока не станцован «Призрачный бал» – лучший балет бывшего (ныне покойного) балетмейстера театра Дмитрия Брянцева. Все это возвратится на афишу, но обещан и новый, что важно, нестандартный для Москвы репертуар. И никаких пересечений в названиях новых спектаклей с Большим театром!


А то мистика какая-то: в прошлые годы стоило одному музыкальному театру объявить оперу или балет, как второй театр тут как тут, срочно анонсирует то же название, что у соседа.

Опера же «Майская ночь» не только в Большом, но и нигде в Москве не идет, равно как и «Демон». Оба опуса вообще редко исполняются. Но автор «Ночи» Николай Римский-Корсаков хотя бы известен в российской афише другими операми, а сочинитель «Демона» Артур Рубинштейн в наши дни представлен главным образом свадебной песней-эпиталамой из оперы «Нерон», хитом певческих концертов. А ведь какая музыка! Не менее колоритны либретто обеих опер: гоголевская история про панночку-утопленницу и лермонтовский сумрачный романтизм. 

«Майскую ночь» готовит худрук оперы Александр Титель, и, судя по его отвязным в хорошем смысле версиям «Травиаты» и «Евгения Онегина» (постановки прошлого сезона), скука на спектакле не грозит. За «Демона» берется команда из Питера: режиссер Геннадий Тростянецкий и художник Семен Пастух. 


Тот самый непредсказуемый Пастух, который некогда вырыл на сцене огромный, а-ля Платонов, котлован в опере Мариинского театра и выпустил движущихся роботов в балете Большого.

К двум оперным гигантам на Большой сцене добавятся премьеры Малой сцены. Сначала две одноактные безделушки из тех старинных водевилей, в которых персонажи часто заламывают руки и много плутуют, а под конец все женятся. Это «Несчастье от кареты» русского композитора XVIII века Пашкевича и «Остров любви» Саккини – его европейского собрата. Потом мировая премьера «Гамлета», оперы современного композитора Владимира Кобекина в постановке Тителя. Напомню, что тителевский спектакль на Малой сцене – моцартовская опера «Так поступают все» – в прошлом году сорвал букет премий национального театрального фестиваля «Золотая маска». 

Балет тоже не будет в простое, хотя обещанный «Каменный цветок» Юрия Григоровича отменен: хореограф хотел сократить свой балет 50-х годов по нормам восприятия сегодняшнего дня, но наследники композитора Прокофьева не разрешили прикасаться к партитуре. Зато художественный руководитель балета театра Михаил Лавровский выдаст давно обещанный вечер классического наследия. В него войдут, во-первых, балетный акт оперы «Фауст» – «Вальпургиева ночь», а это лихой шабаш всяческих фавнов и нимф. Во-вторых, гран-па из балета «Пахита», славное как хореографией великого мастера императорской сцены Мариуса Петипа, так и тем, что эти танцы – единственное, что осталось в веках от «Пахиты», старинного балета про испанцев и французов в эпоху Наполеона. Мариус Иванович славился умением сочинять именно гран-па, то есть законченные танцевальные композиции для прима-балерины, ведущего танцовщика, солисток и кордебалета.


Композиции эти столь самодостаточны и красивы, что их можно исполнять вне самого спектакля.

Третьей в «тройчатке» будет картина «Тени» из балета «Баядерка»: тот же Петипа, то же великолепие чередующихся соло, дуэтов и массовых сцен. Только сюжет иной – из индийской жизни. И полно страстей. Герой балета прошляпил невесту–баядерку и женился по расчету на нелюбимой дочке раджи. Невеста умерла от укуса змеи, вовремя подсунутой происками влиятельного жениного папаши, и является видением обкурившемуся герою.

Музыкальный театр ведет переговоры о переносе балета «Манон» с его исторической родины – Великобритании. Спектакль хореографа Кеннета Макмиллана похож на свой литературный прототип, знаменитый роман Прево «История Манон Леско и кавалера де Грие»: изящная мелодрама с неподдельными чувствами и печальным концом. Так что, если все пойдет по плану, в конце сезона нас ожидает еще и большой «костюмный» спектакль, который никогда в Москве не ставился.
Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.