Нетерпимость к торрент-трекерам

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Бороться с торрент-трекерами бесполезно: правообладатели должны заняться выработкой новых экономических моделей
Above: The Color Wheel
Бороться с торрент-трекерами бесполезно: правообладатели должны заняться выработкой новых экономических моделей

Автор этих строк начал пользоваться торрентами позже многих — и вот при каких обстоятельствах. Поскольку телевизора дома у меня, разумеется, нет, первый сезон сериала Lost я посмотрел, купив совершенно легальный бокс с DVD. Бокс был, видимо, полной копией американского издания (или какого-то из хороших европейских), имел оригинальную звуковую дорожку плюс еще три (русская, польская и венгерская), титры на тринадцати языках. Это было некоторым излишеством: нужна-то была только оригинальная английская дорожка. Но было приятно, что «Видеосервис», выпустивший этот бокс в продажу, по-человечески отнесся к тем из нас, кто хочет смотреть сериалы или там кино без русской озвучки, которая делается в трех случаях из пяти на коленке, с довольно грубыми спрямлениями, а то и просто c ошибками в переводе. Через месяц, посмотрев первые 24 серии, я, зайдя в тот же магазин, увидел там коробку с лицензионным изданием второго сезона и, не глядя на обложку, тут же ее купил. Придя домой и засунув первый диск в ноутбук, я выяснил, что никакой оригинальной звуковой дорожки на лицензионном издании второго сезона нет. Одна русская озвучка и практически самодельное меню. Тогда я скачал себе Bit-torrent и довольно быстро получил все требуемое в прекрасном качестве и на языке оригинала. 

Можно было бы в принципе купить то же самое где-нибудь на Amazon. Это я тоже иногда проделываю. Так, в свое время я страшно радовался, обнаружив там два фильма, которые в России выходили только на VHS в девяностых, — Lawn dogs и Sticky fingers of time. Первую посылку «Почта России» благополучно потеряла (Amazon в таких случаях, надо сказать, без звука возвращает деньги), вторая до меня дошла. В общей сложности на это потребовалось полгода. Тогда у меня еще был телевизор и DVD-плеер (непрошитый), отказавшийся воспроизводить совершенно законным образом приобретенные диски, потому что они были не той зоны. Пришлось отдать их еще на несколько дней умельцу, чтобы он вскрыл зональную защиту и переписал их заново. Затрудняюсь сказать, были ли нарушены в этом случае законы РФ, но американский DMCA мы таким образом точно нарушили. Заметим себе: только для того, чтобы иметь возможность посмотреть совершенно легально приобретенное кино.

Весь этот разговор, разумеется, затеян по поводу недавних неприятностей Torrents.ru. Вообще говоря, в западных странах гонения на торренты происходят давно — достаточно вспомнить недавнюю историю с судом над The Pirate Bay (трекер продолжает между тем работать) и враз умерший, после того как были убраны ссылки на весь «контрафактный» контент, торрент-трекер Mininova. Администраторов торрент-трекеров судят, штрафуют и только что не сажают, причем не только их. Только что в Польше полиция арестовала трех администраторов форума Filmowisko.net. Именно так: форума, а не трекера; пользователи просто обменивались там ссылками на разное, размещенное на файлообменных серверах вроде Rapidshare. Создателя знаменитого трекера OiNK.cd, правда, британский суд в январе оправдал полностью и окончательно, на свободу с чистой совестью. Но это, к сожалению, редкий исход в подобных делах.

В России до трекеров пока, в общем, не добрались. Неприятности Torrents.ru ограничились пока тем, что компания «Ру-Центр» приостановила делегирование домена. Трекер, как все уже знают, переместился на Rutracker.org и даже объявил временный фрилич — возможность скачивать без учета рейтинга. Действия в отношении трекера были предприняты без предварительного уведомления; это означает, что делегирование было приостановлено во внесудебном порядке — не по решению суда, а по представлению следственного отдела Чертановской межрайонной прокуратуры. Иными словами, имели место беззаконие и произвол, исходящие, как это часто бывает в России, от прокуратуры, т.е. от органа, «осуществляющего от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории». Задним числом представитель этой самой прокуратуры Елена Дремова сделала довольно невнятное заявление о том, что уголовное дело есть, и не одно, но не против трекера. Невнятность заявления, в котором в качестве пострадавших фигурируют 1С и производитель программного обеспечения AutoCad, компания Autodesk Inc. — не просто так ругательство, а вполне нейтральная характеристика. В двух абзацах текста Дремова сначала говорит, что владельцы трекера отвечают за его содержимое, а потом — что претензий к Torrents.ru у прокуратуры нет. 

Базовых версий две. Первая — что трекер пал жертвой заказа со стороны сайта EkinoT, объявившего в конце января, что Torrents.ru, Sharereactor.ru, Intv.ru, Binmovie.ru, Epidem.ru в настоящий момент проверяются прокуратурой, отделом «К» и ОБЭП УВД по ЮВАО г. Москвы. В исходном тексте, прочесть который сейчас нельзя потому, что сервер распространителей легального контента благополучно лежит, было к тому же сказано, что «антипиратский проект» будет осуществляться совместно с Министерством культуры. Вторая, более правдоподобная, на мой взгляд, гипотеза заключается в том, что трекер прикрыли в смысле задобрить большую делегацию IT-гуру из США. Так или иначе, пока все работает, но более или менее понятно, что спокойной жизни трекеров в России приходит конец. 

Torrents.ru работает примерно по той же схеме, что и библиотека Мошкова (которую в свое время тоже пытались закрыть совсем уже отмороженные граждане из KM.ru). То есть хозяева сервиса убирают раздачи по просьбе правообладателей — это касается и фильмов, и программного обеспечения: гораздо больший ущерб той же 1С предположительно наносят торговцы дисками или откровенно варезные сайты, которым на любые обращения правообладателей плевать. Любителей смотреть кино с экранной копии (этого добра на Torrents.ru достаточно) становится со временем все меньше и меньше; половину сериалов, которые там можно скачать, в России не найти и не посмотреть никаким способом (взять хотя бы прекрасный канадский Slings and arrows). Зато на трекере находится огромное количество невероятно редкого кино, в том числе документального, которое зачастую вообще не выходит ни на каких DVD, не то что в России, а даже и в стране производства, и единственный способ посмотреть его «легально» — съездить на фестиваль «Трайбека» в Нью-Йорк (ну, или на «Флаэртиану» в Пермь).

Важно тут вот что: борьба с файлообменными сетями и торрентами обречена — в том числе и в России. Обречена она, если будет вестись по закону. Попытки повесить на администраторов торрентов ответственность за то, что пользователи обмениваются контентом, настолько же безнадежная, как и старания объявить администраторов форумов ответственными за содержание сообщений: в принципе можно даже закон такой принять, но заставить его работать все равно не удастся. Уничтожить публичные трекеры можно, но на их месте немедленно возникают закрытые, по приглашениям (зачастую это такие клубы по интересам, посвященные какой-то специфической тематике), хостящиеся где-нибудь на Ближнем Востоке, с администраторами, находящимися в разных юрисдикциях. Даже если удастся извести собственно торренты — есть Direct Connect, Gnutella и другие. Судить за пользование той же Gnutella некого, кроме конечных пользователей, а эта практика опробована и признана правообладателями, в общем, тупиковой — пользователей слишком много, и судебные издержки оказываются слишком высокими. Однако дело не только в проблеме «ключа и замка», то есть в технических трудностях.

Изжили себя прежние экономические схемы взаимоотношений правообладателей и потребителей конечного продукта. Несмотря на колоссальные деньги, которые тратятся в пропагандистских целях, потребитель в массе отказывается ставить знак равенства между скачиванием контента из пиринговых сетей и воровством. Технологии так увеличили доступность любого контента — вспомним начало статьи, — что невозможно заставить потребителя платить за него прежние деньги. Этот отказ платить некоторым образом, вполне справедлив: доступность так увеличивает рынок, что прибыли правообладателей выросли бы очень сильно только за счет увеличения оборота. Однако вместо удешевления контента мы сталкиваемся с желанием продавца повысить прибыли еще сильнее, увеличив обороты в разы, а цену оставив прежней или понизив незначительно. Неудивительно, что рынок этому сопротивляется, а нишу продавцов дешевого контента в больших объемах занимают настоящие пираты (тут имеются в виду не торрент-трекеры, а сайты, позволяющие скачивать фильмы за небольшие деньги, которые можно платить посредством СМС или еще каким-нибудь простым способом). Даже если находится продавец, предоставляющий легальный контент за сравнительно небольшие деньги, выбор оказывается не просто бедным, а катастрофически бедным. Причем это касается не только тех фильмов, за которые нужно заплатить правообладателю, но и тех, что давно перешли в public domain.

Пока правообладатели и продавцы легального контента демонстрируют свою «непокобылимость» и отказываются разрабатывать новые модели продажи контента, предпочитая ограничиваться запретительными мерами в отношении трекеров, форумов и пиринговых сетей, ситуация останется прежней. Прибыли правообладателей и (или) авторов будут падать, количество людей, скачивающих из сети бесплатный контент, будет расти. И, что самое печальное, государственное принуждение к соблюдению авторских прав будет в конечном счете вести к ограничению свободы выражения и подавлению гражданских свобод в целом. 

Особенно в тех странах, где делегирование доменного имени можно приостановить не по суду, а по представлению из прокуратуры.

Здесь можно во всей красе оценить один из торрент-трекеров
Above: Fake It So Real
2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.