Великому театральному режиссеру исполняется 90 лет. Любимова высылали и возвращали, хулили и награждали, его спектакли запрещали и разрешали. Он – символ эпохи. Когда мы говорим Любимов, то подразумеваем Таганка, и наоборот. Супруга Любимова, венгерская журналистка Каталин, утверждает, что причина его здоровья и неиссякаемой творческой воли - в могучей мужицкой крови.
«Талант Любимова - великого реформатора театра, режиссера с мировым именем - все также молод, искрометен и сегодня, - говорил пять лет назад писатель Григорий Бакланов. - Но не пережившим, не видевшим своими глазами, трудно представить, что значил для людей вот в ту глухую пору, скажем четверть века назад, Театр на Таганке. Отсюда неслось живое слово, живое дыханье. А какие актеры, какие таланты росли и крепчали здесь: и Высоцкий, и Демидова - они питомцы гнезда Юрия Петровича Любимова».
Юрий Петрович Любимов - актер, театральный режиссер, создатель и художественный руководитель Театра на Таганке родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. В начале 20-х годов учился в ФЗУ, которое находилось на Таганке. «Здесь была тюряга и рядом полно шпаны. Один раз ворье таганское меня сильно избило, приняв за жулика. Неделю дома лежал. Отлежавшись, вооружился финкой и пошел мстить», - вспоминал Любимов.
В 1934 г. его приняли в Студию МХАТ-2. На сцене этого театра сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни» по пьесе Жака Дюваля. По распоряжению Сталина, которому, видимо, не понравилось, что существуют два МХАТа, театр закрыли. В 1936 г. поступил в Театральное училище при Театре им. Евгения Вахтангова. В спектакле «Человек с ружьем» Николая Погодина он играл вместе с легендарным Борисом Щукиным, который прославился тем, что в знаменитой кинодилогии классика советского кино Михаила Рома первым создал образ Ленина. После окончания училища, Любимова призвали в армию. С 1941 по 1946 год он служил артистом Ансамбля песни и пляски НКВД. В 1941 году Юрий Петрович впервые снялся в кино - в фильме «Цветные новеллы» (режиссер А.Мачерет).
Потом была долгая служба в Театре им. Вахтангова. На этой сцене ведущий артист театра сыграл более 30 ролей. Параллельно с основной работой, Любимов снимался в кино. Из 18 фильмов с его участием наиболее известны «Беспокойное хозяйство» (1945) и «Кубанские казаки» (1950). Первый режиссерский опыт состоялся в 1959 году. На вахтанговской сцене он поставил пьесу А.Галича «Много ли человеку надо». В 1963 году, будучи преподавателем Театрального училища им. Б.Щукина, он поставил со студентами спектакль «Добрый человек из Сезуана». Эта пьеса режиссеру понравилась именно тем, что было не ясно, как её ставить. Со спектакля по пьесе Бертольда Брехта начинается история Театра на Таганке - театра Юрия Любимова. Дата рождения Таганки - 23 апреля 1964 года.
- Я никогда не был диссидентом, но у меня было свое художественное кредо, - неустанно повторяет Любимов в своих интервью. - Мой учитель Рубен Николаевич Симонов, когда после многочисленных репетиций на сцене наконец-то получалось то, что соответствовало его представлению, неизменно повторял: «Это красиво». И в это понятие он вкладывал свое представление о гармонии.
Любимовские спектакли динамичными и выразительными. «Марат-Сад» идет полтора часа, «Онегин» - час и сорок пять минут, а четыре шекспировские хроники - всего два часа. Режиссер сумел воспитать «своего» актера, но еще он воспитывает и нас, зрителей.
- Публика сегодня трудная, зритель ищет в основном только форму. Не сразу понимает суть спектакля. Поэтому даже просветительский спектакль надо делать более динамичным, энергичным, выразительным музыкально, акустически, чтобы через более яркую выразительную форму зритель хотел бы воспринять серьезное содержание, - высказывает свою точку зрения режиссер.
Блестящему актеру Любимову некогда самому выходить на сцену. Исключением стала роль Сталина в «Шарашке» по роману Солженицына «В круге первом». Любимов хотел сделать приятное Александру Исаевичу, поскольку спектакль поставили к 80-летию писателя и играли премьеру в его присутствии. Никто другой бы так Сталина не сыграл.
Сохранять хорошую форму Любимову, который стал отцом в 64 года, позволяет йога и медитация. Это помимо генов, о которых рассказывала его супруга Каталин. Интеллигентный и умнейший Юрий Петрович, не мало повидавший и испытавший за свою жизнь, замечает нынешние темные пятна: маленькую зарплату актеров, их нежелание работать до седьмого пота, разлад в артистической среде. Но пожалуй самым безотрадным, юбиляр находит царящую безвкусицу и глупость.
- К сожалению, сегодня именно «безовкусица» и правит бал, как бес, сатана. Даже к нам в театр звонят и спрашивают: «Обнаженка есть?». Природа и музыка, восходы, закаты, смена пейзажей все меньше волнуют тех, кого воспитывают на пошлости, примитивности, животных страстях. Сегодня никто не говорит о необходимости чувства к родителям, семье, детям, к своей культуре. И почти не задумываются о просветительской роли театра. Пушкин, Гете, Пастернак необходимы нашей сцене.