Современные антиутопии уже не занимаются критикой существующей реальности – они просто ставят под сомнение сам факт ее существования. Та же самая паранойя захватила и кинематографическую фантастику преимущественно последнего десятилетия. «Начало» Кристофера Нолана — судя по всему, главный блокбастер этого года, во многом отрабатывает уже звучавшие идеи его предшественников, благодаря одной только «Матрице» ставшие своего рода кинематографическими клише. Реальность совсем не такая, какой она кажется нам, да и саму идею объективной реальности следует регулярно подвергать скептической ревизии – в этом смысле фильм Нолана, конечно же, не тянет на откровение, но он на него и не претендует.
Леонардо ДиКаприо вновь досталась роль мужчины на грани нервного срыва, на чьем лице уже давно пролегла суровая межбровная складка. Третий фильм подряд (после «Дороги перемен» Мендеса и «Острова проклятых» Скорсезе) его герой трагически теряет жену, а в двух последних лентах она является к нему в образе персонажа из его навязчивого бреда, путающего реальность с иллюзией. Кобб – взломщик снов, такая у него работа – во время сна проникать в чужое сознание и воровать ценные идеи из головы жертв. Но вот очередная афера провалилась – и теперь он должен не украсть, а, наоборот, внедрить нужную идею в сознание новоиспеченного наследника энергетической империи (Киллиан Мёрфи), пугающей конкурентов-заказчиков (Кен Ватанабе) своими монополистическими аппетитами. Разумеется, все пойдет наперекосяк, и пока напарники Кобба будут лихо отстреливаться от «охранников сознания» (есть и такая профессия), герой ДиКаприо будет тягаться с собственным подсознанием, способным пустить через весь город тепловоз и не способным избавиться от навязчивой проекции погибшей жены (Марион Котийяр), настроенной весьма кровожадно...