Фестиваль этого года, несмотря на некруглую нумерацию, считается юбилейным: первый раз Мостра открылась семьдесят пять лет назад, чему виной стали понятные сложности европейской истории двадцатого века. Решив, что физическое течение времени важнее формальной хронологии, дату отмечает со всем приличествующим размахом. Например, пройдет ретроспектива Александра Клюге, который оказался ровесником фестиваля: ему 75, нам 75 – логика понятна. Тарантино, в свою очередь, делает программу «тайная история итальянского кино», посвященную спагетти-вестернам.
Город увешан афишами «Вестерн по-итальянски» – видимо, в слове «спагетти» здесь видится что-то обидное.
Главной российской надеждой, тем не менее, остается Никита Михалков с его конкурсной картиной «12» – ремейком «12 разгневанных мужчин» Люмета. Михалковские присяжные будут судить чеченского подростка, обвиняемого в убийстве. Фильм этот прекрасно вписывается в конъюнктуру текущей Венеции – политики в конкурсе очень много так же, как разгневанных режиссеров. Картина Пола Хаггиса «В долине Элах» посвящена Ираку: отслуживший там солдат пропадает в Нью-Мехико в первый же уикенд после возвращения. Его отец начинает поиски, в ходе которых всплывет неприятная правда о времени, проведенном солдатиком на полях сражений. Состав платиновый: Томми Ли Джонс, Сьюзан Сарандон, Шарлиз Терон.
Брайан де Пальма представит ленту «Без цензуры», также посвященную Ираку: история вращается вокруг группы солдат, охраняющей небольшой блокпост, и является попыткой найти некую объемную точку зрения на происходящее, состоящую из взгляда самих солдат, журналистов и местных жителей.
Про войну снял и создатель «Горбатой горы» Энг Ли – правда, про Вторую мировую. Лента «Вожделение» посвящена оккупации Шанхая японцами, смелым подпольщикам и соблазнительной подпольщице, соблазняющей японского офицера, – на память приходит недавняя «Черная книга» Верхувена. Все очень ждут – соблазнение обещано на грани порно. Джордж Клуни тем временем разоблачит большие корпорации в «Майкле Клетоне» – правда, лишь в качестве актера.
Впрочем, политикой все не ограничится. Брэд Питт и Кейт Бланшетт представят ленту «Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом», Тодд Хейнс покажет головоломный байопик Боба Дилана, будет новый Китано, а Ридли Скотт покажет режиссерскую версию «Бегущего по лезвию бритвы».
Собственно говоря, программа Венеции этого года дает все основания полагать, что фестиваль этот снова окажется самым интересным из всех главных кинематографических форумов.
«Парк культуры» будет внимательно следить за ходом фестиваля.
Иван Петров