«Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет. Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетет, то это модерн».
Иржи Килиан. Черно-белые балеты
(Jiri Kylian's Black&White Ballets)
(Jiri Kylian's Black&White Ballets)
«Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет. Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетет, то это модерн».
Иржи Килиан. Черно-белые балеты
(Jiri Kylian's Black&White Ballets)
Нидерландский театр танца ( NDT ). 98 мин.
Балеты: "Sarabande", музыка: И.С.Бах,
"Petite Mort", музыка : В . А . Моцарт ,
"Sweet Dreams", музыка : А . Веберн ,
"No More Play" музыка : А . Веберн ,
"Falling Angels" музыка : С . Райх ,
"Six Dances" музыка : В . А . Моцарт
«Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет. Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетет, то это модерн». В этой фразе, брошенной остряком-балетоманом, есть только доля правды. С момента своего появления в Америке и Германии в начале ХХ века, танец модерн остается предметом отчаянных споров и зрителей , и специалистов. Бытует мнение, что за модерном можно скрыть недостатки техники: и пресловутой выворотности нет, и высокого прыжка. А все якобы, потому, что модерном занимаются те, то в классике несостоятелен. Между тем его причудливая экспрессия держится на классической технике, также как на гранитном фундаменте одинаково прочно стоят средневековые дворцы и стеклянные небоскребы.
Но так уж происходит в любом деле: пока одни спорят, другие создают. И одним из тех, кто не опровергает традиции, а, наоборот, умело трансформирует, является Иржи Килиан. Закончив самую что ни на есть классическую Королевскую балетную школу Лондона, он в 1978г. возглавил Нидерландский театр танца (NDT), который к тому времени уже не один десяток лет исповедовал культ современной хореографии. Сегодня Килиан - Национальное достояние Нидерландов, любимый хореограф королевы-, по-прежнему ставит несколько балетов в сезон. Он дает танцовщикам возможность максимальной реализации, работая сразу с тремя труппами - молодежной, основной и старшей. Но юниоры и ветераны, перешагнувшие 40-летний рубеж - далеко не статисты. Например, отмечая сорокалетний юбилей театра и четверть века на посту его художественного руководителя, хореограф отвел роли в праздничном представлении артистам в возрасте от 18 до 63 лет.
Свои балеты Килиан, как однажды отметил великий русский балетмейстер Ф. Лопухов, ставит «не под музыку, а на музыку». И этого вполне достаточно, чтобы отсечь все лишнее. Бесконечные превращения происходят на пустой сцене, искусно декорированной музыкой Баха, Веберна, Моцарта... Танцовщики появляются из облака черного шелка. Босые ноги, минимум ткани на теле. Созерцание результата непрерывных поисков хореографа исключает пассивность зрителя, привыкшего наблюдать за предсказуемыми перипетиями отношений действующих лиц классических постановок. Но не стоит испытывать неловкость, бояться недопонимания; автор дает шанс каждому понять происходящее по-своему. Здесь как раз варианты возможны. Даже смерть по Килиану – это страна, куда не уходят, а возвращаются. Соединяя пантомиму и акробатику, заставляя танцовщиков балансировать на настоящих зеленых яблоках, художник словно хочет придать и нашим мыслям чуть больше смелости. А может уверенности в том, что не в согласии, а только в споре гибких тел может родиться танец – витиеватый, но осмысленный; парадоксальный, но безупречный. Танец, у каждого мгновения которого есть свой резон.
Другие материалы по теме