Фламандская легенда (1979)

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel
музыка: Ромуальд Гринблат
либретто: Юлий Михайлов (Юлий Ким), Юрий Димитрин

После того, как театр "Поющие гитары" поставил рок-оперу "Орфей и Эвридика", долгое время это был единственный спектакль в его репертуаре. Однако через четыре года после премьеры "Орфея", в 1979 году, для коллектива была написана вторая рок-опера — "Фламандская легенда", рассказывающая о Тиле Уленшпигеле. Музыку написал композитор Ромуальд Самуилович Гринблат, впервые обратившийся к этому жанру: нам он известен в основном как автор симфонических произведений и кино-музыки ("Раз, два, горе не беда" и др.), а либретто — Юлий Ким, работавший тогда под псевдонимом Юлий Михайлов. За основу либретто была взята легенда о Тиле Уленшпигеле и роман Шарля де Костера о нем. Однако — для "Поющих гитар" это уже стало традицией — авторы "Легенды" дали свою собственную версию разбития событий, изменили образы персонажей.

Опера оказалась сложнейшим авангардным произведением, совершенно, однако, не приспособленным для постановки на сцене, и для переработки готовой оперы был приглашен драматург Юрий Димитрин, во многом изменивший сюжетную линию и сумевший придать спектаклю большее напряжение и динамизм, что потребовало и переработки музыки.

Премьера переработанного спектакля состоялась 4 декабря 1978 года. Исполнителем сложнейшей заглавной партии — партии Тиля Уленшпигеля — стал солист "Поющих" Альберт Асадуллин, а его возлюбленную Неле сыграла Алла Кожевникова, уже работавшая в паре с Асадуллиным в "Орфее и Эвридике".

"Образы Тиля, Ламме, Неле, сохраняющие в опере подлинно народную характерность, приобретают новые черты. Логика их участия в событиях иная. По иному и завершаются их судьбы. Образ Рыбника — ни в чем не совпадает с костеровским образом изгоя и изувера. В опере он психологически усложнен и идейно противопоставлен Тилю. Образ Короля в опере — обобщенный образ двух испанских монархов, Карла и Филиппа." — пишут авторы.

Спектакль начинается сценой на городской площади, где Чиновник оглашает указ Короля: запрещено читать и распространять труды Мартина Лютера и Яна Гуса. Запрещено подвергать сомнению непогрешимость Папы и Церкви. Запрещено оказывать какую-либо помощь восставшим против короля Гезам. Речь чиновника сменяется бравыми голосами испанских солдат, поющих славу Испании, Королю, и самим себе. Король Филипп воспевает могущество и нерушимость собственной власти. Его сменяет принц Оранский, он зовет всех присоединиться к его борьбе против испанского гнета. Городской шум стихает. Ночное поле. В глубокой тишине — нежный шепот Тиля и Неле. "Ах, как жарко, жарко на лугу ночном". Их песня прерывается новым выкриком чиновника: указом короля разрешается доносить на тех, кто нарушает введенные монархом и Папой запреты. На смену голосу Чиновника приходит ярмарочный гам. Здесь продается все: Клаас торгует углем, Рыбник — уловом, Солдат — украденным у мертвецов, Жиллина и девицы — телом, Монах — спасением души.

Появляется Тиль с огромным обручем: за символическую плату каждый может лицезреть в этом "волшебном зеркале" собственное отражение: как настоящее, так и будущее. Тому, кто согласится на этот сомнительный аттракцион, в качестве своего отражения суждено увидеть в обруче Тиля — подражая мимике, жестам и голосу человека, тот изображает заглянувшего в его зеркало не в самом приятном для того виде. Сперва Тиль изображает отца Клааса и лучшего друга — Ламме, но вот в зеркало попадает и Монах: приобретая у него индульгенцию, Тиль добавляет к монетам обвинение в мошенничестве. Тиль предлагает заглянуть в зеркало Рыбнику. Рыбник негодует: мало того, что этот безбожный фигляр смеет осуждать его праведный образ жизни, так он еще выставляет на всеобщее посмешище святое чувство Рыбника к Неле. Вместе с Монахом он требует казни Тиля, тот в ответ помахивает индульгенцией. Появляется Жиллина с девицами. Тиль, потешая публику, признается Жиллине в страстной любви. Та подыгрывает Тилю, но, когда Тиль и Жиллина оказываются в объятьях друг друга, появляется Неле. Тиль получает пощечину. В ответ тот притягивает Неле к себе, пытаясь успокоить. Солдат грубо вырывает Неле из объятий Тиля и заявляет свои права на нее. Сначала Клаас, а потом Ламме с возгласами "эй, Испания!" оттесняют Солдата от Неле. Тиль осыпает испанца, а вместе с ним Рыбника и Монаха, готовых услужить врагам своего народа, едкими остротами. От рвущейся наружу ярости Солдата, Рыбника и Монаха Тиля загораживает толпа.

"Кто следующий?" кричит Тиль-зеркало. "Я" — отвечает внезапно появившийся Король. Тиль восклицает: "Ты можешь все, ты только жить не можешь без крови и огня". Но Король вполне может обойтись без огня и крови, воспользовавшись веревкой — он велит повесить шутника. Тиль предлагает Королю сделку: если он попросит о чем-то, что Король не в состоянии исполнить, не смотря на все свое могущество, то Филипп отпустит его. Король дает слово, и Тиль с низким поклоном просит Короля поцеловать его "в ту часть, которую всю жизнь пороли". Филипп изгоняет Толя из Фландрии, прибавив: "кто встретит в городе шута — пусть убивает без суда".

Тиль, услышав приговор, перемигивается с Жиллиной и исчезает, спрятавшись у нее в кабачке под видом одной из девиц. Вдогонку Уленшпигелю несутся проклятия Солдата, Монаха и Рыбника.

Рыбник мечтает отомстить Тилю. Услышав, как Клаас насмехается над Папой и Королем, он пишет на него донос. Он знает: узнав о казни отца, Тиль придет. Тем временем Ламме, забредший в кабачок, узнает Тиля. Тут же оказывается и Солдат, которого Тиль в стычке убивает. Осознав это, Тиль готовится бежать из страны, повидавшись на прощание с отцом. Внезапно появившаяся Неле удерживает его.

Клаас на костре прославляет жизнь, Король, наблюдая за казнью — смерть. Тиль так и не приходит. Сквозь дым и пламя доносится предсмертный крик Клааса: "Тиль!". Вслед за ним имя своего врага в отчаянии выкрикивает Рыбник. Пепел отца, погибшего из-за него, жжет сердце Тиля, и Уленшпигель зовет Ламме с собой — к Гезам.

Принц Оранский доволен — в рядах его войска новые бойцы. Он зовет Тиля и Ламме освободить родную землю от испанского гнета, чтоб создать царство свободы и справедливости. Поодаль возникает Король: любой бунтарь, говорит он, добившись власти, навсегда оставляет мысли о всеобщем равенстве. Речи Оранского и Короля, сменяя друг друга, сходятся в одном: "Любой ценой!".

Оранский отправляет Тиля в город, чтобы пробраться к основным силам Гезов и привести их к городу, а затем, минуя испанские патрули, вывести к ним Оранского. Ламме следует за другом, и его случайно видят Неле и Рыбник. Оба понимают: Тиль в городе. Рыбник снова пишет донос.

Чиновник доволен принесенной Рыбником вестью о возвращении Тиля: Рыбник рад помочь, требуя, чтобы после смерти врага его обвенчали с Неле и дали грамоту, позволяющую бежать из города. Свадебная песня будет сигналом того, что Тиль убит.

Жиллину подкупают, чтобы она выдала Тиля, и она, ревнуя возлюбленного к Неле, соглашается. В кабачке пьяный Ламме выбалтывает испанским солдатам планы Гезов. Правда, испанские солдаты оказываются принцем Оранским и его свитой. Они связывают Ламме.

Гезы спасают Тиля от смерти, схватив Монаха и Рыбника, и готовятся казнить их, предательницу-Жиллину и болтуна-Ламме, но Тиль предлагает другое: поженить Рыбника и Жиллину, и бежать из города, воспользовавшись охранной грамотой Рыбника — под видом свадебной процессии. Оранский обещает за это помиловать виновных.

Тиль отдает Рыбнику грамоту и со словами: "Беги, Иуда. Вряд ли бог тебя простит". Тот отправляется к Королю, где его убивает Чиновник. Последние слова разочаровавшегося в вере Рыбника — проклятие Небу.

Выбравшись из города, Оранский велит Гезам расстрелять тех, кого он еще недавно обещал отпустить. Тиль негодует: как бы не был сурова война и сильна ненависть к врагам, данное слово — закон. Уленшпигель насмехается над Оранским: "И у того же стада — новый пес". В руках у Тиля вновь обруч-зеркало. Передразнивая Оранского, Тиль наперебой с ним зачитывает себе приговор. Оранский выхватывает пистолет и стреляет в Тиля. Но пуля не причиняет Уленшпигелю вреда. "Кто следующий?" — кричит он Гезам, затем по очереди каждому: " Ты?... Ты?... Ты?..." Подвластные Оранскому Гезы отвечают ему выстрелами, но пули не берут Тиля. Выстрелы заглушаются звуками хора. Постепенно все исчезает.

И опять, как в прологе, на фоне тишины еле слышные голоса Тиля и Неле. Но в их словах уже нет ощущения счастья — Тиль и Неле прощаются. Крепко обнявшись, они стоят на коленях. "Не пойму, не помню: где мы, кто мы, как нас зовут?" тихо говорит Тиль. "Твое имя — свет и радость" — Неле шепчет то, что он значит для нее, то, чего ждут от Тиля люди. "Мое имя — грустный шут" — возражает Тиль. Тиль нехотя отстраняется от Неле. Медленно поднимается с колен. Подбирает с земли мушкет, перекидывает его через плечо и, не оглядываясь, идет прочь. Вначале шаг его неуверен и сбивчив, но потом, под бой невидимого барабана, приобретает размеренность и твердость. В лицо Тилю бьет ветер, но он упрямо идет вперед. Иногда он все же замирает на мгновенье от поселившейся в душе усталости — ведь очень трудно постоянно быть для кого-то светом и радостью. Особенно для целого народа. Особенно когда в сердце пепел. Но секунду спустя, словно приказывая самому себе "Я иду!", Тиль вновь впечатывает шаги в дорожную пыль.

Уленшпигель — несгибаемый дух Фландрии и потому он вечно юн и бессмертен, но бесконечна и дорога, по которой сквозь кровь и слезы идет он к свету и справедливости. Последние отголоски его песни теряются в шуме ветра.

Авторы: Ая Макарова, Алексей Шестаков

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.