Sound of Music, The | Звуки музыки (1959)

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel
музыка: Richard Rodgers (Ричард Роджерс)
либретто: Howard Lindsay & Russel Crouse (Ховард Линдсей & Рассел Круз)
песенные тексты: Oscar Hammerstein II (Оскар Хаммерстайн II)


Очень часто мюзиклы, успешно шедшие на театральных подмостках, продолжают покорять публику в кинотеатрах. Случается и наоборот — киномюзиклы превращаются в спектакли. История, о которой пойдет речь далее, прошла путь от книги к кинокартине, по которой затем был написан сценарий театральной постановки, вновь вернувшейся на экран, чтобы, под названием "Звуки музыки", стать одним из самых знаменитых музыкальных фильмов в истории кинематографа.

В 1958 году американские сценаристы Ховард Линдсей и Рассел Круз вместе с продюсером Ричардом Холлидеем и его женой, актрисой Мэри Мартин, объединились для работы над спектаклем по немецкому кинофильму "Die Trapp Familie" (1956). В картине рассказывалось об австрийской семье, которая, спасаясь от преследования нацистов, была вынуждена покинуть родину и отправиться в Америку. История не была придуманной — в основе фильма лежала книга "The Story of the Trapp Family Singers" (1949). Ее автором была непосредственная участница описанных событий Мария фон Трапп.

Мэри Мартин была звездой музыкального театра, и, хотя на этот раз речь шла о драматическом спектакле, она не могла отказать себе в удовольствии выступить и в качестве певицы, тем более, что "Trapp Family Singers" были известной фольклорной группой. Первоначально для музыкального оформления постановки авторы собирались использовать народные песни и религиозные гимны из репертуара семьи фон Трапп. Однако Мэри хотелось исполнить песню, написанную специально для нее.

В этом Мартин могли помочь композитор Ричард Роджерс и либреттист Оскар Хаммерстайн, создатели мюзикла "South Pacific", в котором она играла с огромным успехом.

Роджерс и Хаммерстайн очень тепло относились к актрисе, но предложение использовать в одном спектакле фольклорную и современную музыку не вызвало у них энтузиазма. Зато у них возникла другая, более выигрышная с их точки зрения идея — сочинить совершенно новые музыкальные номера и превратить пьесу в мюзикл. Было решено, что, если Мартин, Холлидей, Линдсей и Круз согласятся подождать год (в то время Роджерс и Хаммерстайн работали над другим проектом), они присоединятся к их команде. Разумеется, им ответили: "Да".

Так появились "Звуки музыки".

Роджерс и Хаммернстайн приступили к работе над партитурой в марте 1959 года, еще не зная, что "Звуки музыки" станут их последним совместным проектом, а "Эдельвейс" — последней песней (Оскар Хаммерстайн скончался в 1960 году).

В августе того же года начались репетиции, а 16 ноября состоялась премьера на Бродвее. Режиссером спектакля был Дэвид Джей Донахью, музыкальные номера поставил Джо Лэйтон. Главную роль, разумеется, исполнила Мэри Мартин, роль капитана фон Траппа — Теодор Бикель, знакомый нашему зрителю по роли эксцентричного венгра Золтана Карпати в экранизации мюзикла "Моя прекрасная леди". Публика, которая была просто влюблена в Мэри Мартин, изо всех сил стремилась попасть на мюзикл, что обеспечило ему великолепные сборы.

"Звуки музыки" были сыграны 1443 раза и удостоены 8 премий Тони, включая награду за "лучший мюзикл", а оригинальный альбом был отмечен "Грэмми". В 1961 соcтоялось турне мюзикла по США, и в этом же году шоу открылось в Лондоне, где шло более шести лет, став, таким образом, самым "долгоиграющим" американским мюзиклом в истории Уэст-Энда.

Голливуд заинтересовался историей семьи фон Трапп задолго до появления мюзикла Рождерса и Хаммернстайна. В 1956 году студия Парамаунт приобрела права на фильм "Die Trapp Familie", рассчитывая снять фильм с участием восходящей звезды киностудии, Одри Хепберн.

В июне 1960 года, спустя семь месяцев после премьеры мюзикла на Бродвее, другой голливудский гигант — студия 20th Century Fox приобрела права на экранизацию за 1,25 миллион долларов. Согласно заключенному контракту, студия не имела права выпускать картину в прокат до 1964 года или до закрытия мюзикла, поэтому проект был временно отложен.

Пока фильм ждал своего часа, на 20th Century Fox начался финансовый кризис. В 1962 году, когда банкротство студии казалось неизбежным, представители кинокомпании объявили о том, что для работы над "Звуками Музыки" приглашен известный сценарист Эрнст Леман.

Леман, перу которого принадлежали сценарии киноверсий бродвейских шоу "Король и Я" и "Вестсайдская история", видел мюзикл в театре и был заинтересован в работе над проектом.

Найти подходящего режиссера было непросто. Роберт Уайз ("Вестайдская история"), Стенли Донен ("Поющие под дождем") и Джин Келли ответили отказом, так как в Голливуде справедливо полагали, что съемки картины потребуют значительных средств, которых у Fox не было. Кроме того, мюзикл был слишком слащавым и сентиментальным, чтобы заинтересовать кого-либо из больших режиссеров. В конце концов Леману и директору студии Ричарду Зануку с огромным трудом удалось уговорить Уильяма Уайлера ("Римские каникулы"), который, впрочем, также не был в восторге от шоу, взять на себя режиссуру.

К 10 сентября 1963 года у Лемана был готов первый набросок сценария. Однако выяснилось, что Уайлер совершенно иначе представлял себе фильм: если его что-то и могло заинтересовать в сюжете, так это исторический контекст — аншлюс Австрии. Поскольку никто не собирался вносить в сценарий изменения, Уильям Уайлер постепенно утратил интерес к фильму, переключившись на другой проект. Тогда Леман снова решил обратиться к Роберту Уайзу. Автору "Вестсайдской истории" не нравилась пьеса, однако он находил музыку талантливой и согласился работать над экранизацией

Сюжет фильма несколько отличался от истории, рассказанной в пьесе, однако именно в такой версии "Звуки музыки" обрели мировую известность.

Главная героиня мюзикла — Мария, послушница зальцбургского монастыря, никак не может подчинить свою жизнь строгим правилам обители, например, отказать себе в прогулке по окрестным горам. Монахини озабочены тем, что она не готова посвятить себя Богу. Чтобы девушка поняла, в чем состоит ее настоящее призвание, мать настоятельница отправляет ее в "мир" работать гувернанткой в семье капитана Георга фон Траппа, отставного офицера Австрийского Военного флота, на руках которого после смерти жены осталось семеро детей.

Дети встречают новую гувернантку настороженно, и, хотя в доме капитана царит военная дисциплина, Мария немедленно становится объектом не всегда безобидных розыгрышей со стороны своих новых подопечных. Впрочем, очень скоро ей удается завоевать сердца детей. У нее устанавливаются доверительные отношения со старшей дочерью капитана фон Траппа, Лесль, которая переживает свою первую любовь. Ее избранник — Рольф, местный почтальон.

Капитан фон Трапп отправляется в столицу. Жизнь в усадьбе меняется: вместо полувоенной униформы, которую носят дети капитана, Мария шьет детям одежду для игр, устраивает пикники в горах и учит их петь. Дом наполняется смехом и шумом детских голосов.

Из Вены капитан привозит свою невесту, баронессу Эльзу Шредер и импресарио Макса Дэтвейлера, который озабочен поиском участников для Зальцбургского фольклорного фестиваля. Фон Трапп не доволен переменами, которые произошли в его отсутствие, и сообщает Марии, что она уволена. Однако, услышав пение своих детей, специально разучивших песню к приезду баронессы, капитан меняет свое решение.

Мария и дети устраивают небольшое кукольное представление, после которого Макс намекает капитану на то, что они могли бы принять участие в фестивале. Но фон Трапп против того, чтобы члены его семьи выступали перед публикой.

Чтобы представить баронессу своим друзьям, капитан организовывает в ее честь прием, во время которого фон Трапп и Мария танцуют австрийский народный танец лендлер. Именно тогда они понимают, что испытывают друг к другу не просто симпатию. Подобный вывод делает и проницательная Эльза. Она приходит в комнату к Марии и ошарашивает ее известием о том, что капитан ее любит. Прикрываясь своим желанием помочь девушке, она поддерживает ее решение вернуться в монастырь.

Эльза пытается завоевать расположение детей, однако они скучают по Марии. В это время, в монастыре, Мария признается матери настоятельнице, что любит капитана. Та убеждает девушку, что она должна бороться за свою любовь и преодолеть все препятствия. Мария решает вернуться в усадьбу, где ее ожидает неприятное известие: свадьба баронессы и капитана — дело решенное. Однако Эльза понимает, что сердце капитана принадлежит не ей, и покидает дом фон Траппа. Капитан и Мария признаются друг другу в своих чувствах.

Бюджет фильма был по тем временам значительным — он превышал 8 миллионов долларов, что было вызвано желанием киностудии 20th Century Fox снимать большую чаcть фильма в Зальцбурге, в окрестностях усадьбы фон Траппов. На роль Марии взяли 29-летнюю актрису и певицу Джули Эндрюс, которая делала первые, но довольно уверенные шаги в кинематографе. Ее партером стал канадец Кристофер Пламмер (Георг фон Трапп). Несмотря на желание Пламмера самому исполнить музыкальные номера, его дублировал актер Билл Ли. Фильм также украсила голливудская звезда Элеонор Паркер (Эльза), небольшая эпизодическая роль сестры Софии досталась Марни Никсон, а в одной из сцен, снятых в Зальцбурге, появилась сама Мария фон Трапп.

Ричард Роджерс, оставшийся к тому времени без соавтора, принял активное участие в создании фильма. Он внес существенные изменения в партитуру, из которой были исключены три номера: любовный дуэт Марии и Капитана "How Can Love Survive?" и два дуэта Макса и Эльзы — отрицательных персонажей. По мнению авторов фильма, если бы они запели с экрана, то стали бы более симпатичными. В то же время были добавлены песни "I Have Confidence" и "Something Good", для которых Роджерс сам написал текст.


Мировая премьера фильма состоялась в Нью-Йорке, 2 марта 1965 года. Картина была выдвинута на премию Оскар в 10 номинациях, из которых выиграла пять, среди них — "Лучший режиссер" и "Лучший фильм". И в наши дни кинолента "Звуки Музыки" остается одним из самых прибыльных проектов в истории американской киноиндустрии.

Однако экранизация не стала последней страницей в истории мюзикла, который по-прежнему любим публикой и ставится по всему миру. Так, в 1996-1998 годах шоу можно было посмотреть в Великобритании, Южной Африке, Китае, Нидерландах, Швеции, Исландии, Финляндии, Перу, Израиле и Греции. Каждый год в США и Канаде осуществляется более 500 любительских постановок.

В 1998 году мюзикл вернулся на Бродвей, на этот раз в постановке Сьюзен Шульман. Главные роли исполнили Ребекка Лакер и Майкл Сайберри, которого на следующий год сменил Ричард Чемберлен. Ходят слухи, что знаменитый британский композитор Эндрю Ллойд-Уэббер собирается стать продюсером постановки в Лондоне, главную роль в которой, возможно, исполнит Мария Фридман.

Среди многочисленных аудиозаписей "Звуков музыки" наиболее популярны три — саундтрек одноименного кинофильма (продано более 11 миллионов копий), запись оригинального состава с Мэри Мартин в роли Марии и студийная запись 1998 года. Кроме того, существует запись, сделанная участниками "Trapp Family Singers", к сожалению, уже давно ставшая раритетной.

Автор: Светлана Бутовская

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.