Phantom of the Opera, The | Призрак оперы (1986)

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
музыка: Аndrew Lloyd-Webber (Эндрю Ллойд-Уэббер) 
либретто: Richard Stilgoe & Andrew Lloyd Webber (Ричард Стилгоу & Эндрю Ллойд-Уэббер) 
песенные тексты: Charles Hart (Чарльз Харт)
Above: The Color Wheel
музыка: Аndrew Lloyd-Webber (Эндрю Ллойд-Уэббер)
либретто: Richard Stilgoe & Andrew Lloyd Webber (Ричард Стилгоу & Эндрю Ллойд-Уэббер)
песенные тексты: Charles Hart (Чарльз Харт)


"Призрак Оперы" ("The Phantom of the Opera") — мюзикл, созданный по мотивам одноименного романа французского писателя Гастона Леру (Gaston Lerou) — по праву считается одним из выдающихся достижений британского музыкального театра 80-х. Для Лондона и Нью-Йорка спектакль "Призрак оперы" является одной из достопримечательностей, обязательным местом паломничества тысяч туристов со всего света. Несмотря на то, что мрачная и романтическая история о сверхъестественном существе, обитавшем в подземелье под Парижской Оперой, была неоднократно экранизирована, для многих и многих название "Призрак Оперы" ассоциируется именно с мюзиклом Эндрю Ллойд-Уэббера.

История рождения легенды началась в 1984 году, когда британский композитор Эндрю Ллойд-Уэббер, автор мюзиклов "Иисус Христос — Суперзвезда" ("Jesus Christ Superstar"), "Эвита" ("Evita"), "Кошки" ("Cats") и др., взял в жены молодую актрису и певицу Сару Брайтман (Sarah Brightman). За плечами этой исполнительницы была работа в танцевальной группе "Hot Gossip", главная роль в спектакле "Соловей" ("Nightingale") и участие в оригинальном составе мюзикла "Кошки" ("Сats"). В расчете на голос Сары — высокое, чистое сопрано — Ллойд-Уэббер сочинил "Реквием", однако ему хотелось показать талант супруги в более масштабном произведении. Этим произведением и стал мюзикл "Призрак Оперы", где Сара Брайтман исполнила одну из главных ролей — роль Кристины Дааэ.

Первоначально предполагалось, что Сара исполнит эту роль в мюзикле "Призрак" ("The Phantom") Кена Хилла (Ken Hill), также по роману Леру. Принять участие в этом спектакле она не смогла, однако идеей очень заинтересовались Ллойд-Уэббер и продюсер Камерон Макинтош (Cameron Mackintosh). Композитор даже планировал стать продюсером "Призрака", но затем решил создать свой собственный мюзикл.

В том же году Эндрю и Камерон посетили японскую премьеру шоу "Кошки" и там случайно встретили Джима Шермана (Jim Sharman) — постановщика, заставившего Лондон сходить с ума по рок-опере "Иисус Христос — Суперзвезда" и заработавшего титул "культовый режиссер" благодаря другой своей работе — "Шоу Рокки Хоррор" ("The Rocky Horror Picture Show").

Шерман посоветовал Эндрю самому продумать сценарий будущего мюзикла и порекомендовал человека, который мог бы написать либретто — Джима Стейнмана (Jim Steinman) — известного композитора и автора песенных текстов, сочинявшего для Мит Лоуфа (Meat Loaf) и Бонни Тайлер (Bonnie Tyler). Однако сотрудничество со Стейманом не сложилось, и место либреттиста оказалось вакантным. Ллойд-Уэббер предложил было это ответственную роль Тиму Райсу, но в то время Райс вынашивал замысел мюзикла о холодной войне ("Chess"), а поступиться своими планами ради другого ни один из них не захотел. Тогда композитор написал письмо Алану Джей Лернеру (Alan J. Lerner) — живому бродвейскому классику, перу которого принадлежали тексты к мюзиклам "Моя прекрасная леди" ("My Fair Lady") и "Жижи" ("Gigi"), с вопросом, не заинтересует ли его подобный проект. Лернер, к огромной радости Ллойд-Уэббера, согласился, однако скоро выяснилось, что либреттист тяжело болен: рак. В результате первые тексты к "Призраку Оперы" были созданы Ричардом Стилгоу (Richard Stilgoe), соавтором Ллойд-Уэббера по мюзиклу "Звездный экспресс" ("Starlight Express"). Композитор остался недоволен результатом — поэтического дарования Стилгоу оказалось недостаточно для такой романтической истории. На помощь пришел Камерон Макинтош. За год до описанных событий он входил в состав жюри конкурса молодых композиторов и либреттистов им. Вивиан Элис, одним из участников которого был Чарльз Харт (Charles Hart). Этот двадцатичетырехлетний начинающий автор не стал лауреатом конкурса, но привлек внимание продюсера и оправдал его ожидания в качестве создателя песенных текстов к мюзиклу "Призрак Оперы".

Кроме Чарльза Харта, в творческой группе была еще одна дебютантка — театральный художник Мария Бьорнсон (Maria Bjornson). Она занималась оформлением оперных и драматических спектаклей с 1971 года, и "Призрак Оперы" стал ее первым мюзиклом. Именно Мария Бьорнсон придумала знаменитую маску, растиражированную по всему миру на кружках, часах, плакатах и другой сувенирной продукции. Кроме того, Бьорсон настояла на том, чтобы пресловутую падающую люстру опускали на зрителей, а не на сцену.

Ставить новый мюзикл Ллойд-Уэббера сначала пригласили Гарольда (Хэла) Принса (Harold Prince), однако из-за разногласий, возникших между Принсом и Макинтошем, его сменил Николас Хитнер (Nicholas Hytner), а затем Тревор Нанн. В результате режиссером все-таки стал Хэл Принс — о чем и мечтал Ллойд-Уэббер, который не сомневался, что именно Принс с присущим ему размахом сможет сделать этот спектакль тем, чем он должен был быть. И здесь чутье не подвело композитора.

Если кандидатуры на роль Кристины даже не обсуждались, то найти исполнителя главной мужской партии — Призрака — оказалось непросто. Сначала эту роль собирались отдать поп-певецу Стиву Хaрли, который снялся вместе с Брайтман в видеоклипе на дуэт "The Phantom Of The Opera", выпущенном для рекламы будущего мюзикла в начале 1986 года. Другим кандидатом был Колм Уилкинсон (Colm Wilkinson) (исполнивший роль Че на концепт-альбоме "Эвиты"), и вполне возможно, что эта роль досталась бы именно ему, но актер получил не менее заманчивое предложение — сыграть Жана Вальжана в мюзикле Шонберга и Бублиля "Отверженные" — и предпочел эту работу. Тем не менее, позднее, на протяжении нескольких лет Уилкинсон успешно исполнял роль Призрака в Торонто.

Однажды Ллойд-Уэббер, забирая супругу от преподавателя по вокалу, услышал пение другого его ученика — Майкла Кроуфорда. Это был именно тот голос, который так долго искал композитор — страстный и в то же время потусторонний. Кроуфорд был известен широкой публике в основном как комедийный актер. Его самой заметной работой 60-х стала роль симпатичного дуралея в киномюзикле "Хелло, Долли!" ("Hello, Dolly!"). В 70-е годы Майкл Кроуфорд работал на телевидении — играл главного героя в популярном телесериале "У некоторых матерей это действительно есть" ("Some Mothers Do 'Ave 'Em") и в театре — в мюзиклах "Билли" ("Billy"), "Барнум" ("Barnum") и др.

Решение отдать роль Призрака Кроуфорду было довольно рискованным, но Ллойд-Уэббер не ошибся в выборе — Майкл Кроуфорд прославил эту партию, так же, как и она его. Роль возлюбленного Кристины, Рауля, в премьерном составе исполнил Стив Бартон (Steve Barton).

Премьера мюзикла состоялась 9 октября 1986 года в театре Ее Величества, в присутствии членов королевской семьи.

Спектакль открывается аукционом в Парижской Опере, на котором распродается имущество театра, в том числе — великолепная люстра, имевшая отношение к таинственной истории о Призраке Оперы. Среди покупателей — Рауль де Шаньи, один из главных героев мюзикла. Он приглашает зрителей еще раз окунуться в таинственные события пятидесятилетней давности, и под звуки увертюры сцена преображается...

В Парижской Опере идет репетиция новой оперы, "Ганнибал", во время которой ушедший по непонятной причине в отставку директор театра Лефевр представляет труппе новых управляющих: мсье Андре и Фирмэна. Карлотта, ведущее сопрано театра, исполняет по просьбе Андре фрагмент арии из "Ганнибала". Во время пения на нее обрушивается задник. Возмущенная примадонна удаляется, а мадам Жири передает новоиспеченным директорам послание от Призрака Оперы. Впрочем, они не воспринимают его всерьез — близится премьера, а постановка осталась без исполнительницы главной роли. Мадам Жири предлагает послушать, как поет Кристина Дааэ, молоденькая девушка из кордебалета. Ко всеобщему удивлению, она с блеском справляется с партией. После спектакля Кристина рассказывает своей подруге Мэг о таинственном учителе, Ангеле Музыки, чей голос она часто слышит в своей гримерной.

Свидетелем успеха никому не известной танцовщицы становится виконт Рауль де Шаньи, друг детства Кристины. Он очарован ею, но девушке не до него, она озабочена тем, понравилось ли это выступление ее наставнику. Она просит Ангела Музыки прийти к ней, и он (а точнее, Призрак) является Кристине. Он совсем не рад появлению виконта и уводит девушку в подвалы Оперы, где за подземным озером находится его убежище. Раулю остается лишь пустая комната.

Призрак — мужчина в черном плаще и белой полумаске — завораживает Кристину своим пением. Он внушает ей, что она должна всецело принадлежать ему и посвятить себя служению музыке. Призрак подводит Кристину к зеркалу, в котором она видит себя в свадебном платье. Неожиданно зеркальный двойник Кристины протягивает к ней руки. Девушка падает без чувств.

На следующее утро ее будят звуки органа, за которым Призрак сочиняет музыку. Охваченная любопытством, девушка незаметно подкрадывается к нему и срывает маску. Ее глазам открывается ужасное зрелище: лицо Призрака изуродовано. Тот в бешенстве кричит Кристине, что теперь ей придется остаться с ним, раз она узнала о его уродстве и теперь никогда не полюбит его по своей воле. Затем он все же он решает отпустить Кристину, в надежде, что она вернется к нему.

Тем временем рабочий сцены Жозеф Буке развлекает танцовщиц рассказом о Призраке Оперы и пенджабской удавке, с помощью которой тот убивает своих жертв. А директора обеспокоены исчезновением уже второй примадонны. К тому же, им были вручены письма от некоего П.О. с похвалами в адрес Кристины и требованием выплатить ему ежемесячную зарплату. Фирмэн и Андре начинают понимать, что прежнее руководство неспроста так спешно оставило театр. Но письма от Призрака Оперы получили не только они. В кабинет управляющих врывается возмущенный Рауль. В его руках послание, в котором сообщается, что Кристина под надежной защитой и искать ее не стоит. За ним является разъяренная Карлотта — в письме к ней автор настоятельно рекомендует ей отказаться от главной роли в следующей постановке — опере "Il Muto". Наконец, приходит и руководительница балетной группы мадам Жири. Она сообщает, что Кристина вернулась, и передает очередную записку от Призрака. В ней он требует, чтобы в новом спектакле Кристина играла главную героиню — Графиню, а Карлотта исполняла бы немую роль пажа. Кроме того, Призраку должна быть предоставлена в безраздельное пользование ложа номер пять. Директора в смятении, а Карлотта видит во всем козни покровителей Кристины. Успокаивая примадонну, Андре и Фирмэн поют ей дифирамбы и клятвенно обещают ничего не менять в спектакле. Это приводит к плачевным последствиям. Во время представления у Карлотты вместо виртуозного каскада нот из горла вырывается кваканье, дьявольский смех Призрака раздается по всему залу, в довершение всего на сцену падает тело Жозефа Буке — он задушен. Рауль устремляется к Кристине. Они спасаются на крыше Парижской Оперы, где признаются друг другу в любви. Рауль обещает защитить свою возлюбленную от Призрака, кем бы тот ни был, и они принимают решение бежать после следующего спектакля. Призрак слышит их разговор: он с горечью упрекает Кристину в том, что она отвергла его любовь, и в ярости проклинает влюбленных. В следующей сцене Кристина, одетая в костюм Графини, выходит на поклон вместе с остальными участниками спектакля. Гигантская люстра, подвластная воле Призрака, начинает раскачиваться и падает к ногам девушки.

Проходит полгода. На маскараде в честь Нового года директора Парижской оперы предвкушают успехи года грядущего — Призрак уже давно не появлялся, и все полны самых радужных надежд. Рауль и Кристина помолвлены, но кольцо, которое подарил ей виконт, девушка носит на шее — она все еще боится мести Призрака. Неожиданно появляется огромная фигура в наряде Красной Смерти. Это Призрак Оперы. Он сообщает собравшимся, что и не думал покидать их навсегда, а все это время писал оперу "Торжествующий Дон Жуан", и дает понять, что хочет видеть ее поставленной. Главную женскую роль, разумеется, будет петь Кристина. Призрак удаляется, оставляя всех в ужасе.

За сценой Мадам Жири нехотя рассказывает Раулю о том, что ей известно о Призраке Оперы. Гениальный ученый, архитектор и музыкант, он был уродлив от рождения. Много лет назад его демонстрировали в одном из бродячих цирков, откуда он сбежал. Считалось, что он умер, однако в действительности этот человек выжил и поселился в подземельях Оперы.

Управляющие не решаются пойти против воли Призрака и приступают к репетициям. Карлотта в ярости — ей досталась второстепенная роль. Примадонне вторит ее постоянный партнер и возлюбленный Пианджи, которому музыка кажется странной и непривычной. Кристина снова оказывается в центре скандала — но и она не хочет принимать участие в постановке, опасаясь, что Призрак похитит ее. Однако виконт де Шаньи настаивает на ее участии — он собирается устроить ловушку для Призрака в день премьеры, и Кристина должна стать приманкой. Печальная и полная сомнений, Кристина отправляется на могилу своего отца, которого ей так не хватает. Но в ответ на обращение к отцу ей слышится голос Призрака, который вновь зовет ее к себе. Она уже готова подчиниться, и лишь появление Рауля выводит ее из транса. Призрак объявляет войну им обоим.

Наступает день премьеры, и план виконта приходит в действие. Кристина исполняет в новой опере партию Аминты. Но готовящие месть не знают одного: Пианджи, Дон Жуан, мертв, а его место занял Призрак. Кристина сразу догадывается, кто является ее партнером. При всех она срывает с него маску. Призрак накрывает девушку своим плащом и вместе с ней исчезает со сцены — он забирает ее в подземелье, откуда ей уже нет возврата. Отныне она разделит свою жизнь с ним. Рауль, оставшийся наверху, спешит спасти возлюбленную. С помощью мадам Жири виконт находит жилище Призрака, врывается туда, но сам оказывается в его руках. Призрак предоставляет Кристине выбор: или она согласится остаться с ним, тем самым дав свободу Раулю, или откажется — тогда Рауль умрет. Кристина в отчаянии, но в конце концов она принимает решение остаться. Однако за сценой уже слышны звуки приближающейся толпы, которой также стало известно, где скрывается Призрак. Тот отпускает Рауля и приказывает им с Кристиной покинуть его, забыть все и бежать. Девушка возвращает Призраку кольцо, которое он ей подарил, затем вместе с Раулем она покидает подземелье. Призрак в последний раз признается в своей любви к девушке и исчезает. Глазам ворвавшейся толпы предстает лишь белая полумаска на его троне.

Романтическая история с печальным финалом мгновенно завоевала весь мир. Разумеется, не обошлось без критики, особенно в адрес Сары Брайтман, но это мало повлияло на сборы. В 1988 году спектакль прибыл на Бродвей. В связи с постановкой мюзикла в Америке разразился скандал: профсоюз американских актеров "Эквити" был против участия в ней Сары Брайтман, утверждая, что за пределами Великобритании ее никто не знает и что по правилам профсоюза Кристину должна играть американская актриса. На это Ллойд-Уэббер заявил, что в таком случае Бродвей "Призрака" не увидит. "Эквити", представив упущенные прибыли, сдался. Относительно кандидатуры Майкла Кроуфорда разногласий не было, так как он уже был известен в Соединенных Штата по фильму "Хэлло, Долли!". И хотя спектакль осыпали Тони, критики не были единодушны в оценке работы британского композитора. Один из них, Джон Саймон (John Simon), писал, что в "Призраке Оперы" только три слабых места — сценарий, музыка и песенные тексты.

И все же враждебное отношение критики не помешало этому мюзиклу с оглушительным успехом идти в восемнадцати странах мира, в том числе в Японии, Австрии, Канаде, Швеции, Германии, Австралии (эта постановка, осуществленная в Мельбурне, благодаря блестящей игре исполнителей главных ролей Марины Прайор (Marina Prior) и Энтони Уорлоу (Anthony Warlow), получила много престижных местных наград) и других странах.

На сегодняшний день "Призрак оперы" — один из самых любимых мюзиклов на всем земном шаре (в 2002 году ему общественным голосованием было присвоена награда Лоуренса Оливье в номинации "самый популярный мюзикл") и один из самых долгоиграющих спектаклей за всю историю музыкального театра — и в Уэст-Энде, и на Бродвее "Призрак Оперы" был сыгран более шести тысяч раз и все еще продолжает собирать полные залы в театрах Ее Величества (Лондон) и Маджестик (Нью-Йорк).

Одно время Ллойд-Уэббер планировал написать сиквел к своему мюзиклу: Рауль с Кристиной живут в Нью-Йорке, у Кристины рождается ребенок от Призрака. Сценарий для продолжения этой истории написал Фредерик Форсайт (Frederic Forsyte), а одну песню из проекта — "The Heart Is Slow To Learn" — исполнила Кири Те Канава (Kiri Te Kanawa) на юбилейном концерте композитора. Сейчас идея сиквела оставлена, а музыку к песне композитор использовал в своем последнем на сегодняшний день мюзикле "Прекрасная игра" ("Beautiful Game").

В 2004 году на мировые экраны вышла экранизация спектакля, осуществленная режиссером Джоэлем Шумахером (Joel Schumacher). На роль Призрака рассматривался Джон Траволта (John Travolta), затем — Антонио Бандерас (Antonio Banderas); на роль Кристины претендовали Марайя Кэрри (Mariah Carey), Кэтрин Зета-Джонс (Catherine Zeta-Jones), Лотти Мэйор (Lotti Mayor) и другие. Наконец, было решено, что Эрика сыграет Джерард Батлер (Gerard Butler), Кристину — Эмми Россам (Emmy Rossum), а Рауля — Патрик Уилсон (Patrick Wilson). Роль Карлотты досталась актрисе Минни Драйвер (Minnie Driver), а мадам Жири сыграла Миранда Ричардсон (Miranda Richardson). Отзывы на картину были самые противоречивые, однако фильм смог завоевать многочисленных поклонников по всему миру.

Авторы: Наталия Аленичева, Наталья Карпова, Светлана Бутовская


Phantom of the Opera, The | Призрак оперы (1986) T-portal.ruЗа пятнадцать лет своей жизни на сцене мюзикл "Призрак Оперы" получил 2 награды Лоуренса Оливье, 7 наград Тони (включая награду за "Лучший мюзикл"), 7 наград Драма Деск, 3 награды Outer Critic Circle и одну награду Evening Standard.

Фильмография романа "Призрак Оперы":

"Phantom of the Opera, The"
(1925), режиссер — Руперт Джулиан (Rupert Julian), в гл. ролях Лон Чейни (Lon Chaney) и Мэри Филбин (Mary Philbin)

"Phantom of the Opera"
(1943), режиссер — Артур Любэн (Arthur Lubin), в гл. ролях Клод Рейнс (Claude Rains) и Сюзанна Фостер (Susanna Foster)

"Phantom of the Opera, The"
(1962), режиссер — Теренс Фишер (Terence Fisher), в гл. ролях Герберт Лом (Herbert Lom) и Хитер Сирз (Heather Sears)

"Phantom of the Opera"
(1989), режиссер — Дуайт Эйч Литтл (Dwight H. Little), в гл. ролях Роберд Энглунд (Robert Englund) и Джилл Шолен (Jill Schoelen)

"Fantasma dell'opera, Il"
(1998), режиссер — Дарио Аргенто (Dario Argento), в гл. ролях Джулиан Сэндс (Julian Sands) и Эйжа Аргенто (Asia Argento)

По мотивам романа "Призрак Оперы" были созданы еще четыре мюзикла:

"The Phantom of the Opera" либретто и текст песен Кена Хилла (Ken Hill), премьера состоялась в 1991 году

"Phantom"
музыка и текст песен Мори Йистона (Maury Yeston), либретто Артура Копита (Arthur Kopit), премьера состоялась в 1991 году

"Phantom of the Opera"
музыка и текст песен Тома Алонсо (Tom Alonso), либретто Майкла Тилфорда (Michael Tilford), премьера состоялась в 1992 году

"Phantom of the Opera"
музыка и текст песен Дэвида Спенсера (David Spencer), либретто Роба Бэррона (Rob Barron), премьера состоялась в 1997 году

Парижская Опера, построенная архитектором Шарлем Гарнье, представляет собой поистине монументальное сооружение. В здании 2 531 дверь (эти двери отрываются 7б 593 ключами), более 6 миль подземных коридоров, для обогрева здания используется 14 печей, тепло из которых поступает через 450 каминов. Здание занимает площадь в 3 акра и имеет 17 этажей. Несмотря на весь размах, зрительный зал вмещает в себя только 2156 человек.

Но что действительно отличает парижскую Оперу от других оперных театров, так это подводное озеро, вернее резервуар объемом 130, 663 55 футов и глубиной 6 футов, заполненный водой, которую примерно один раз в десять лет выкачивают и заменяют на новую. Когда в 1861 году, на подъеме Второй Империи, началось строительство Оперы, Гранье и его команда, состоящая из более чем ста помощников, обнаружили под широкими парижскими бульварами подземную воду. Они провели почти 8 месяцев выкачивая ее. Чтобы фундамент оставался сухим, Гарнье разработал уникальный двойной фундамент из бетона и кирпича. Когда стало понятно, для устойчивости знание Оперы нуждается в балласте, Гарнье затопил фундамент.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.