Oliver! | Оливер! (1960)

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel
музыка, либретто и песенные тексты: Lionel Bart (Лайонел Барт)


Мюзикл "Оливер!" ("Oliver!") был написан в 1960 году британским композитором и либреттистом Лайонелом Бартом. Как это не раз случалось с шоу, которым было суждено на долгие годы завоевать любовь публики, его автору не сразу удалось найти продюсера. В случае с "Оливером!", в основе которого лежит первая часть романа Диккенса "Оливер Твист", лондонских импресарио не устроил слишком мрачный сюжет. Однако, в конце концов 28-летнему Барту улыбнулась удача: любительскую запись мюзикла в исполнении Лайонела и его друзей услышал продюсер Дональд Олбери. Он сразу почувствовал в мюзикле значительный потенциал и взялся за его постановку.

Над спектаклем работала молодая талантливая команда. Впечатляющие декорации и костюмы, воссоздающие атмосферу викторианской Англии, были придуманы Шином Кенни. Режиссуру доверели Питеру Коу. Репетиционный период стал для актеров настоящим мучением — не проходило и дня, чтобы в текст или в музыку не вносились изменения. И все же премьера состоялась в намеченный день — 30 июня 1960 года.

"Оливер!" переносит зрителей более чем на сто лет назад. Действие начинается в приюте для сирот — он же работный дом. Мальчики строем идут к обеденному столу. Они мечтают о вкусной еде, а получают лишь жидкую овсяную кашу. Съев свою крохотную порцию, один из них — Оливер Твист — осмеливается попросить добавки. Заведующий приютом м-р Бамбл приходит в ярость и решает продать строптивого мальчишку в ученики. Оливера покупает м-р Сауэрбэри, гробовщик. Подмастерье, нанятый раньше Оливера, плохо обращается с мальчиком. Однажды, оскорбленный обидой, нанесенной его покойной матери, мальчик дает мучителю сдачи. Оливер наказан, но ему удается убежать, и, через много дней пути, он оказывается в Лондоне.

Лондон ошеломляет мальчика шумом и суетой. Здесь Оливера берет под крыло Искусный Плут (Artful Dodger), один из главных воришек целой банды, которой командует мастер карманного воровства Фейгин. Плуту кажется, что Оливер им подойдет, и он приглашает его с собой. В логове воров Оливер знакомится с Фейгином, который объясняет Оливеру, что надо делать, если он хочет остаться с ними — надо научиться шарить по карманам. Мальчишки показывают ему, как это делается. Появляются Бет и Нэнси, добрая разбитная девица, подружка грозного вора Билла Сайкса. Нэнси поет о том, что и такая жизнь тоже прекрасна, а риск только придает ей прелести.

На следующее утро Фейгин отправляет своих подопечных "на работу" и велит им возвращаться поскорее. Оливер начинает свою карьеру преступника вместе с Искусным Плутом, который вытаскивает бумажник у м-ра Браунлоу. Воришке удается скрыться, а Оливер схвачен полицией. Сайкс боится, что Оливер донесет в полицию на их шайку, и приказывает Нэнси вернуть его. Нэнси любит Сайкса не смотря ни на что, поэтому она, хоть и неохотно, но соглашается найти Оливера.

М-р Браунлоу добился, чтобы Оливера освободили, и забрал его в свой дом в Блумсбери. Но эта светлая и радостная жизнь длится недолго. Оливера посылают с поручением, и на улице его ловят Нэнси и Сайкс. Оливер снова оказывается у Фейгина.

Сайкс забирает у Оливера деньги, которые дал ему м-р Браунлоу для выполнения поручения, и угрожает ему, Нэнси вступается за мальчика. Сайкс и Нэнси вступают в жаркий спор, Фейгин пытается успокоить их. Он отправляет мальчиков на работу и начинает размышлять, не пора ли ему бросить жизнь преступника.

Тем временем вдова Корни, теперь — жена м-ра Бамбла, узнает из предсмертных слов одной старухи, что Оливер — сын богатой женщины, которая умерла, как только он родился. По именному медальону становится известно, что она — дочь м-ра Браунлоу, сбежавшая из дома. Бамбл и вдова Корни решают посетить м-ра Браунлоу и потребовать у него денег за сведения об Оливере. Услышав всю историю, м-р Браунлоу возмущен их наглостью и жадностью и вышвыривает их вон, поклявшись, что он позаботится о том, чтобы их сместили с должности заведующих приютом.

Нэнси решает помочь Оливеру, не предавая при этом Сайкса. Она приходит к м-ру Браунлоу и обещает тайком увести Оливера, чтобы передать мальчика его деду. Но прежде чем ей удается это сделать, Сайкс, который ошибочно считает, что она предала его, жестоко убивает девушку. Сайкс берет Оливера в заложники и бежит к логову Фейгина. За ним начинается погоня. Наконец, Сайкс убит, а Оливер обретает свой дом. Фейгин исчезает. Останется ли он преступником или станет честным человеком?

"Оливер!" не сходил с подмостков театра New Theatre (ныне Albery) более шести лет. К моменту закрытия в активе шоу было 2 618 представлений. Этот рекорд удалось побить только рок-опере "Иисус Христос Суперзвезда". Любопытно, что через четыре месяца после закрытия шоу открылось в другом театре в новой, не менее успешной постановке.

Спустя два года после премьеры в Уэст-Энде американский продюсер Дэвид Мэррик приобрел права на постановку; однако, прежде чем представить мюзикл бродвейской публике, он отправил шоу в пятимесячное турне по стране (всего "Оливер!" был показан в одиннадцати городах). Кроме того, на одной из голливудских студий был записан альбом с участием американских актеров, хотя мюзикл все еще не шел на Бродвее. Сейчас выход записи, предшествующий постановке — обычное явление, тогда же это был вынужденный шаг. Объяснялся он тем, что в страну стали проникать пиратские копии записи лондонского состава, и, чтобы удовлетворить интерес публики к мюзиклу Барта и готовившейся постановке, было решено выпустить пластинку с записью участников бродвейского шоу.

Премьера на Бродвее состоялась 6 января 1963 года. В этот день на сцену Imperial Theatre вышли и четыре участника оригинального лондонского состава. Спектакль был показан 774 раза и до пришествия "Эвиты" Уэббера занимал первое место среди британских мюзиклов по количеству представлений, сыгранных на Бродвее. "Оливер!" был принят тепло не только публикой, но и критикой. Свидетельство тому — три награды Тони за 1963 год, которых были удостоены Лайонел Барт (за музыку, либретто и тексты песен), Дональд Пиппин (дирижер и музыкальный руководитель) и Шинн Кенни.

Сложнейшие декорации Шина Кенни были изготовлены в Лондоне, так как Американская ассоциация дизайнеров отказалась принять британца Шина Кенни в свои ряды и он не мог работать в Америке.

В 1968 году был снят фильм, закрепивший коммерческий и зрительский успех мюзикла. Картина получила шесть наград Американской Киноакадемии.

"Оливер!" принес своему автору мировую славу и состояние. Однако, когда Барту потребовались средства для финансирования нового проекта, он продал все права на мюзикл. Позднее, в 70-80-х, Барт, пристрастившийся к наркотикам и алкоголю, жил в нищете, в то время как "Оливер!" ставился по всему миру.

Наряду с "Моей прекрасной леди" и "Скрипачом на крыше", "Оливер!" по-прежнему остается одним из наиболее популярных и любимых мюзиклов 60-х. Он регулярно ставится в различных городах мира, в том числе и у себя на родине. Самое грандиозное возвращение "Оливера!" в Уэст-Энд состоялось в декабре 1994 года, когда в лондонском Палладиуме открылась постановка с Джонатаном Прайсом в роли Фейгина, Салли Дэкстер в роли Нэнси and Майлсом Андерстоном в роли Билла Сайкса.

Шоу продюсировал Камерон Макинтош, который в начале своей театральной карьеры был участником хора, и, по совместительству, ассистентом помощника режиссера в гастрольном туре "Оливера!" в1965 году. Он не только подарил зрителям великолепное шоу, но и восстановил справедливость по отношению к Лайонелу Барту, предоставив ему права на часть доходов от мюзикла. Режиссером новой версии шоу был Сэм Мендес, до этого ставивший пьесы Шекспира в Королевской Шекспировской Труппе. Стивен Спилберг, посетивший одно из представлений, был настолько впечатлен его трактовкой классического мюзикла, что несколько лет спустя пригласил Мендеса в картину "Красота по-американски", принесшую Сэму огромное количество наград, в том числе Оскар и Золотой Глобус.

"Оливер!" в постановке Сэма Мендеса закрылся в 1998 году, после чего шоу отправилось в турне, а затем на Бродвей.

Авторы: Наталья Карпова, Светлана Бутовская


Oliver! | Оливер! (1960) T-portal.ruРоман Чарльза Диккенса "Оливер Твист" начал публиковался по частям в лондонском журнала Bentley's Miscellany в 1837 году. Роман был настолько популярен, что Диккенс постарался закончить его как можно скорее, и в 1838 году вышел трехтомник. Однако, несмотря на выход книги, "Оливер Твист" продолжал публиковаться в журнале еще полгода. В 1838 году, еще до того, как книга была завершена, по ней впервые был поставлен спектакль, шедший в лондонском театре St. James. Уже на следующий год пьеса по "Оливеру Твисту" игралась в Нью-Йорке. С тех пор более 30 инсценировок романа шли в театре или становились сценариями кинофильмов.

На роль Оливера в экранизации мюзикла претендовало 250 юных актеров. В итоге роль осталась за девятилетним Марком Лестером (Mark Lester).

На роль Фейгина кроме Рона Муди (Ron Moody) рассматривались также следующие кандидатуры: Лоуренс Оливье (Laurence Olivier), Рекс Харрисон (Rex Harrison), Ричард Бартон (Richard Burton), Питер О'Тул (Peter O'Toole), Дэнни Кей (Danny Kaye), Лоуренс Харви (Laurence Harvey) и Питер Селлерс (Peter Sellers).

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.