Music Man, The | Продавец музыки (1957)

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel
музыка, либретто и песенные тексты: Meredith Willson (Мередит Уилсон)


Создатель мюзикла Мередит Уиллсон родился 18 мая 1902 года в небольшом городе Мейсон (штат Айова). Окончив школу, в семнадцать лет он отправился в Нью-Йорк, где некоторое время играл сначала в оркестре Джона Филипа Сусы (John Philip Sousa), а затем в Нью-Йоркской филармонии. В 1929 году Уиллсон и сам стал дирижером, и в это же время он начал сочинять — как симфонические произведения, так и популярные песни.

Работа над мюзиклом "The Music Man" началась еще в конце сороковых; его появлением мы обязаны Фрэнку Лоуссеру (Frank Loesser), который, зачарованный рассказами Уиллсона о его детстве, проведенном в Мейсоне, подал композитору идею создания музыкальной комедии о его родном штате. Восемь лет шла работа над либретто; за это время Уиллсон создал более тридцати различных редакций мюзикла и написал для него более сорока песен. Почти каждый персонаж мюзикла, по признанию автора, был списан с натуры, а прототипом Мэриэн была мать самого Уиллсона.

Сюжет мюзикла таков: в крохотный городишко Ривер-Сити в штате Айова прибывает "профессор" Гарольд Хилл — проныра-коммивояжер, специализирующийся на продаже доверчивым простакам совершенно им не нужных музыкальных инструментов. Гастролируя по штатам, Хилл везде организует духовые оркестры, заставляет будущих музыкантов раскошелиться на инструменты, форму и учебники, а потом успешно скрывается, так и не научив их играть на этих инструментах, поскольку сам он и понятия не имеет о том, как это делать.

Прямо на улице Гарольд произносит зажигательный спич — он прибыл в Ривер-Сити, чтобы помочь его жителям решить проблемы, мешающие им жить. Но ведь в Ривер-Сити нет никаких проблем... Это не смущает Хилла: нет — значит будут. Взять хотя бы зал для игры в биллиард, находящийся на главной улице — ведь именно с биллиарда начинается падение юношества: сначала они катают шары, потом начинают пить, потом играть на бегах, потом читать грязные журналы... Надо во что бы то ни стало защитить чистоту нравов подрастающего поколения, и он, профессор Гарольд Хилл, знает, что нужно сделать. Он организует в городе духовой оркестр. Конечно, не обойдется без некоторых накладных расходов на покупку инструментов и униформы, которые надо будет заказать по почте, но зато мальчики Ривер-Сити будут спасены от растлевающего влияния биллиарда. Обыватели заворожены перспективой и готовы заплатить. Хилл умеет подобрать свой ключ ко всем — у каждого он обнаруживает выдающиеся способности к музицированию или танцам, каждого он заражает своим энтузиазмом.

Только двое во всем городе не разделяют общего восторга — мэр, который так и не видел документов заезжего профессора, и библиотекарь Мэриэн, местная учительница музыки. Чтобы обезопасить себя от возможности разоблачения с ее стороны, Гарольд пытается поухаживать за девушкой, но терпит неудачу за неудачей: Мэриэн, считающаяся в городе старой девой, конечно, мечтает о любви — но никак не о любви нахального заезжего коммивояжера. Сверившись в своей библиотеке со списками выпускников Консерватории города Гари, на диплом которой претендует Хилл, она узнает, что он просто самозванец. Мэриэн уже собирается выдать его тайну мэру, но, видя, как счастлив ее собственный маленький братишка, получивший самую настоящую трубу "из чистого золота", она покрывает Гарольда Хилла и даже проникается к нему симпатией; в конце концов, он не вор — инструменты благополучно прибыли заказчикам. Незаметно для себя и Хилл влюбляется в Мэриэн по-настоящему, что, однако, не мешает ему продолжать обучать будущий оркестр по шарлатанской "мыслительной системе" его собственного изобретения.

Идиллию нарушает один из добросовестных коммивояжеров, приезжающий в Ривер-Сити специально для того, чтобы вывести самозванного профессора на чистую воду. Единственным разумным выходом для Хилла был бы побег, но он уже не прежний бездушный аферист, он не может расстаться с Мэриэн, когда понимает, что все это время она знала, кто он такой — и все же не выдала его тайны. Гарольд Хилл схвачен и должен предстать перед судом общественности. Исход дела ясен. Однако в защиту преступника высказывается Мэриэн — да, он обманул всех, но благодаря ему город ожил, люди поверили в свои силы и у них появилась мечта. Мэр продолжает взывать к сознательности горожан — пусть они вспомнят, как им всучили дорогие инструменты и униформу, обещая, что у Ривер-Сити будет свой оркестр. Ну и где он, этот оркестр? Где он?

Оркестр здесь! В зал "суда" входят мальчишки в нарядных, красных с золотом костюмчиках, в обнимку с сияющими трубами, валторнами и рожками. Мэриэн, улыбаясь, подает Хиллу импровизированную дирижерскую палочку. Тот, уже готовый к скандалу, начинает дирижировать. Музыканты принимаются играть — совершенно не в лад и невпопад. Однако их матери, сидящие в зале, все равно в восторге — ведь это их, их мальчики стоят там, на виду у всех, и играют почти совсем как настоящие виртуозы. Оркестр проходит маршем по городу, а во главе шагают Мэриэн и Продавец Музыки профессор Гарольд Хилл.

Премьера мюзикла в постановке Мортона Да Косты (Morton Da Costa) состоялась 19 декабря 1957 года в театре Мажестик (Majestic Theatre, Нью-Йорк). Главные роли исполнили Роберт Престон (Robert Preston — Гарольд Хилл) и Барбара Кук (Barbara Cook — Мэриэн Пэру). Спектакль был показан 1 375 раз и имел огромный успех. 18 августа 1958 года шоу открылось в Лос-Анджелесе, роли Гарольда и Мэриэн в этой постановке исполняли Форрест Такер (Forrest Tucker) и Джоан Велдон (Joan Weldon). "The Music Man" принес своим создателям шесть наград Тони (в том числе в номинации "Лучший мюзикл"), а пластинка с ним получила первую в истории награду Грэмми.

В 1962 году по мюзиклу "The Music Man" был снят фильм. Роль Гарльда Хилла снова исполнил Роберт Престон, а Мэриэн сыграла Ширли Джонс (Shirley Jones). Режиссером фильма был тот же Мортон Да Коста, а танцы были поставлены Уной Уайт (Oona White). За музыку этот фильм получил Оскара.

В 2000 году "The Music Man" был восстановлен на Бродвее в театре Нейла Саймона (Neil Simon) с Ребеккой Льюкер (Rebecca Lucer) и Крейгом Бирко (Craig Bierco) в главных ролях. Режиссером спектакля была Сьюзан Сторман (Susan Storman). Этот спектакль номинировали на Тони в восьми категориях, но награды ни в одной из них он так и не получил.

16 февраля 2003 года состоялась премьера снятого на студии Диснея телефильма "The Music Man" с участием Мэтью Бродерика (Matthew Broderick) и Кристин Чиноуит (Kristin Chenoweth's). Мэтью Бродерик, прославившийся как исполнитель роли бухгалтера Лео Блума в мюзикле Мэла Брукса "Продюсеры", не обладая напором и магнетизмом Роберта Престона, наделил своего Гарольда Хилла неожиданной мягкостью, которая может показаться неуместной, однако в целом новая экраницазия заслуживает достаточно высокой оценки.

"The Music Man" не только завоевал любовь зрителей разных стран мира, не только стал признанной классикой американского музыкального театра — он по-настоящему прославил родной город своего создателя, Мейсон (штат Айова). Благодарные соотечественники Мередита Уиллсона создали в Мейсоне музей композитора и площадь имени Продавца Музыки — ее ансамбль состоит из дома, в котором вырос композитор, музея, консерватории, театра и специального зала для собраний. Ежегодно в Мейсон приезжает более 5 000 туристов, чтобы посетить музей Уиллсона и Фестиваль Оркестров Северной Айовы, проходящий в этом городе. В 1999 году парадом на одном из этих фестивалей командовала Ширли Джонс, исполнявшая роль Мэриэн в кино-версии мюзикла 1962 года.

Автор мюзиклов "The Music Man", "Unsinkable Molly Brown" и "Here's Love" скончался в 1984 году. На его могиле высечено: "Meredith Willson, the Music Man" — прекрасная эпитафия для того, кто и сегодня продолжает жить в своей музыке.

Автор: Наталья Карпова


Оригинальное либретто
Дискография на castalbumdb.com
Экранизация 1962 года на imdb.com

Экранизация 2003 года на imdb.com
The Music Man Square

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.