либретто: Michael Kunze (Михаэль Кунце)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) является, пожалуй, одним из самых знаменитых и значительных композиторов во всей мировой культуре. Уникальный чудо-ребенок, начавший сочинять музыку уже в пятилетнем возрасте, ставший позднее автором множества прекрасных и величественных произведений, гордым маэстро, предпочитавшим свободу творчества обеспеченному положению придворного композитора, окончил свою недолгую земную жизнь в нищете — но обрел бессмертие. История жизни Моцарта, полная триумфов, падений и тайн, не могла не стать основой для мюзикла — и стала.
Авторов мюзикла "Моцарт!" немцев Кунце и Левая интересовало противоречие между беспутной жизнью Моцарта и той божественной музыкой, которую он сочинял. К моменту написания "Моцарта!" они были известны в Европе как авторы мюзикла "Элизабет". Кунце также прославился в мире музыкального театра переводами текстов мюзиклов Эндрю Ллойд Уэббера на немецкий язык.
Параллели между первым и вторым мюзиклами Кунце-Левая очевидны. Оба мюзикла — биографии известных людей. Оба начинаются на кладбище, в обоих прослеживается жизнь героев с детских лет и до самой смерти. Если в "Элизабет" неким потусторонним, мистическим персонажем была Смерть, то в мюзикле "Моцарт!" таким персонажем является гений композитора — Амадей. Это маленький мальчик в пудреном парике, похожий на юного Моцарта. Он воплощает собой талант композитора, но одновременно и рок, проклятие, висящее над ним. Он преследует Моцарта повсюду, являясь невидимым для других персонажей спектакля, и именно он создает все гениальные произведения Моцарта, но и подталкивает его к гибели.
Постановкой "Моцарта!" занималась та же команда, что работала над "Элизабет". Михаэль Кунце разработал сюжет и написал тексты. Левай не только создал оригинальную музыку, но и подобрал отрывки из сочинений самого Моцарта, которые должны были звучать, дополняя написанный Леваем материал. Режиссер — Гарри Купфер — совместил в постановке наши дни и современную Моцарту эпоху. Толпы поклонников Моцарта размахивают воздушными шариками с портретом своего кумира, а сам Моцарт щеголяет в широких рэперских брюках. Декорации Ганса Шаверноха весьма условны — например, когда действие происходит в замке, то его интерьер просто проецируется на задник в качестве слайда. Большинство сценографических эффектов создаются засчет изменения сценического пространства, передвижения кулис и пола. Зато костюмы, разработанные Яном Таксом очень красочны — все персонажи, кроме Моцарта, облачены в яркие, почти карнавальные одежды, лишь условно напоминающие о ХVIII веке. Например, на полуобнаженной груди епископа Коллоредо красуется такой крест, которому позавидовал бы любой новый русский. Хореографией постановки занимался Деннис Каллахан.
Премьера мюзикла состоялась 2 октября 1999 года в Вене — городе, сделавшем Моцарта знаменитым. Что символично, шел спектакль в самой Венской Опере. Мюзикл продержался в Вене около года, его успели посмотреть больше 200 тыс. человек. В оригинальном составе Моцарта сыграл харизматичный норвежец Ингве Гасой-Ромдал, которому удалось создать образ романтичного, но взбалмошного юноши с копной светлых волос. Внешне он очень напоминал Брэда Питта из фильма "Интервью с вампиром". Звезда немецкого музыкального театра Уве Крегер (который также был первым австрийским и немецким исполнителем роли Смерти в "Элизабет") сыграл роль главного антагониста Моцарта — епископа Коллоредо. Вслед за постановкой был выпущен диск с основными ариями спектакля, записанными актерами оригинального состава. На сегодняшний день — это единственная аудиозапись мюзикла.
Действие спектакля начинается на кладбище, куда фрау Ниссен, вдова Моцарта, приводит доктора Месмера по его просьбе. За вознаграждение она показывает Месмеру приблизительное место захоронения мужа. Месмера охватывают вспоминания о первом выступлении Моцарта перед публикой.
Зритель переносится в то время, когда маленький Вольфганг давал свой первый концерт. Высший свет очарован юным гением, а его отец Леопольд собирает пожертвования в пользу сына, которые пойдут на развитие его таланта. Лишь Наннерль, сестру Вольфганга, беспокоит, что мальчик устал и у него температура. Проходят годы. Уже выросший Моцарт приходит к сестре похвастаться своим приобретением — модным красным камзолом. Наннерль радуется вместе с братом, называя его Принцем. Но отец Вольфганга, узнав, что сын выиграл деньги на камзол в карты, возмущается и требует вернуть камзол продавцу, а сына отправляет работать над сочинением, которое тот обещал епископу курфюрства Зальцбург — Коллоредо.
Во дворце епископа все готово к приему, ждут лишь Моцартов с новым сочинением Вольфганга. Появляется епископ, возмущенный отсутствием Моцарта, но в последний момент появляются Леопольд и его сын. Моцарт-младший гордо заявляет, что принес епископу такую божественную музыку, которой он больше нигде не найдет. Епископ заставляет Моцарта замолчать, и юному Моцарту такое обращение приходится не по душе, о чем он тут же и заявляет. Разгорается скандал, и в результате епископ прогоняет его, заявив, что не хочет больше слышать фамилию Моцарт.
Оставшись без места, Моцарт вместе с матерью покидает родной Зальцбург и отправляется в путешествие по Европе чтобы найти работу для юного дарования. Наннерль и Леопольд остаются дома. Пока Наннерль с наивной уверенностью рассказывает знакомым, что брата везде встречают с радостью, Леопольд Моцарт грустит дома и пишет сыну письма. Он просит сына стать нужным людям и любимым ими — тогда он будет гордиться им. Но в мире столько лжи и несправедливости, поэтому Моцарту лучше "заковать свое сердце в железо", чтобы защититься от врагов.
В Мангейме Вольфганга приглашает к себе семейство Вебер. У этой почтенной, но почти разорившейся на карточных играх семейке, остался лишь один козырь — куча незамужних дочерей. В одну из них — певицу Алоизию и влюбляется Моцарт, обещая сделать ее примадонной. Однако он должен уехать в Париж вместе с матерью. Из Франции он высылает все заработанные деньги семейству Вебер, в то время, как его мать умирает в нищете. Потрясенный смертью матери, Моцарт задумывается над смыслом жизни. Зачем человеку даны надежды, когда в конце концов он все равно оказывается в бездне мрака?
Баронесса фон Вальдстэтен, покровительница Моцарта, уговаривает Вольфганга отправиться вместе с ней в Вену. Она рассказывает притчу о принце, который живет в чудесном королевстве и обожаем своим отцом. Жизнь в стенах королевства прекрасна, но если он хочет добиться большего, то должен один отправиться в дали, где его может поджидать опасность. "Где-то далеко золото падает со звезд… если ты хочешь его найти, ты должен уйти из дома и встретить все опасности лицом к лицу"
Отец не хочет отпускать Моцарта в Вену. Он боится, что Моцарт не преуспеет и там, как он не преуспел в Париже. Вольфганг твердит, что он ненавидит Зальцбург и все равно хочет уехать. Леопольд объясняет, что только из любви к своему сыну он противится его отъезду.
В это время семейство Вебер переселяется в Вену, но Алоизия уже вышла замуж за другого. Впрочем, средняя дочка — Констанца — выказывает композитору свое внимание, и он переселяется жить поближе к Веберам, в Вену. Леопольд Моцарт чувствует, что его предали. Наннерль, размышляя своем о брате, вспоминает их детство. Они жили как в королевстве, но этой сказке пришел конец. Она не может понять брата и больше не хочет его видеть.
В Вене Моцарт встречается к епископом Коллоредо и графом Арко. Коллоредо требует, чтобы Моцарт вернулся в Зальцбург, в его курфюрство. Но Моцарт решительно отказывается, назвав Зальцбург провинцией и оскорбив епископа, который обещает позаботиться о том, чтобы в Вене Моцарт умер с голода. Граф Арко говорит Моцарту, что тот подписал себе приговор, но молодой человек, напротив, считает, что он только начинает жить. Тем не менее, становится понятно, что он обречен стать жертвой своего собственного демона — маленького гения-Амадея.
Моцарта не покидают вопросы: как сказать "нет" своей судьбе? как выбраться из собственной шкуры? кого спросить, если сам себя не понимаешь? как можно чувствовать себя свободным, если ты не можешь убежать от своей тени? куда ты можешь деться, если ты самому себе загораживаешь путь? Хор указывает Моцарту на демона-Амадея, который преследует его. От судьбы невозможно сбежать — к такому выводу с отчаянием приходит Моцарт.
Проходит некоторое время и Моцарт становится известен в Вене. Но слава и талант — это еще не все, нужно в совершенстве владеть искусством плетения интриг. Однажды Констанца, к которой Моцарт привязывается все больше, прибегает к своему возлюбленному и сообщает, что ушла из дома. Она плачет, и Моцарт утешает девушку. Он хочет защитить ее, хочет всегда быть рядом, его чувства глубоки, он никогда не бросит ее. Констанца говорит, что он не такой, как другие, и она доверяет ему, она хочет связать с ним свою жизнь раз и навсегда. Неожиданно идиллия прерывается появлением матери Констанцы, которая называет Моцарта коварным соблазнителем и подсовывает молодому человеку договор, который обязует молодого человека либо немедленно жениться на ее дочери, либо пожизненно выплачивать алименты. Констанца на глазах у Моцарта разрывает договор, чтобы тот не подумал, что она участвовала в интриге, задуманной ее матерью, но в душе Моцарта подозревает свою возлюбленную.
Моцарту снится кошмар. Он оказывается на маскараде и видит, что каждый — не тот, за кого себя выдает. Все — только театр, только игра и бесконечный хоровод масок, а Моцарт вынужден лишь разгадывать бесконечные загадки. На балу появляется его отец Леопольд, который говорит, что дал своему сыну все, что мог, но одного Моцарт-сын так и не сможет получить — счастья.
Моцарт и Констанца все-таки женятся, но выясняется, что Констанца — не та женщина, которая будет терпеть слабости Вольфганга. Он порой не появляется до утра, приходит пьяный, проигрывает деньги в карты. А она должна утешать его, обустраивать его быт, быть его музой. Констанца все чаще находит утешение в вине. Она забрасывает домашнее хозяйство, ей все наскучило, она мечтает оказаться там, где всегда танцуют и веселятся, и она не собирается отказываться от развлечений. А если ее муж умрет — что ж, она не собирается долго рыдать на его могиле!
Леопольд, наконец, решает навестить сына. Но он понимает, что больше ему не нужен. Моцарт-младший высказывает отцу все, что давно копилось в нем: да, он не такой, каким его хотел бы видеть Леопольд, он уже не маленький мальчик, о котором нужно заботиться. Да, он не из тех, на кого можно положиться. Да, он забывает о своем долге. Но почему не может его отец любить его таким, какой он есть? После этого разговора они расстаются навсегда.
Епископ Коллоредо так и не смог забыть прекрасной музыки Моцарта. Он даже зовет к себе Леопольда, чтобы узнать, на каких условиях его сын мог бы вернуться обратно к нему на службу. Но Леопольд поставил на сыне крест и это же советует сделать Коллоредо. Епископ вновь и вновь просматривает партитуры сочинений Моцарта, размышляя о том, что он всю жизнь читал книги, пытаясь проникнуть в тайны мироздания, увлекался наукой, но он так и не может понять, как он сам, как сила разума, как весь мир может быть побежден волшебством музыки Моцарта.
Моцарту заказывают Реквием. В то же время его друг — директор театра Шикандер — предлагает написать для него оперу. В качестве "источника вдохновения" он предлагает одну из актрис театра. Пока Вольфганг развлекается со своей "музой", маленький Амадей сочиняет гениальную "Волшебную флейту". Публика в восторге от оперы и ее автора. Моцарт дарит им волшебство, дарит надежду. Его музыка показывает людям, что этот мир болен. "Бог дал миру это чудо — Моцарта… он как звезда, которая вечно будет сиять над землей, освещая ее. Бог дал нам Моцарта!".
Казалось бы, Моцарт наконец достиг того, чего желал — славы, признания своей музыки. Но Моцарт не торжествует. Напротив, он чувствует себя плохо, как будто он отравлен. Пока он лежит в постели, гений-Амадей сочиняет "Реквием", записывая партитуру кровью Моцарта, и в конце концов пронзает его сердце пером. Моцарт умирает.
В завершение Моцарт вместе с хором снова спрашивает: "Как жить, если мы лишь рабы собственной судьбы? Неужели мы никогда не сможем скрыться от собственной тени?"
Мюзикл Кунце и Левая "Моцарт!" не менее известен, чем их предыдущая совместная работа — "Элизабет". Кроме Австрии, "Моцарт!" с успехом шел Германии. Премьера состоялась в Гамбурге 21 сентября 2001 года. Главную роль в спектакле вновь исполнил Ингве Гасой-Рамдал, а роль Леопольда Моцарта — Этан Фриман, который не только пел главную партию в австрийской постановке мюзикла Эндрю Ллойд-Уэббера "Призрак Оперы", но и был первым исполнителем роли анархиста Лучени в "Элизабет".
Остается лишь надеяться, что спектакль когда-нибудь смогут увидеть зрители других стран — ведь поклонники гения Моцарта живут не только на его родине, а у постановки достаточно достоинств, чтобы составить конкуренцию лондонским и бродвейским шоу.