Государственный Академический Большой Театр

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Но труппа, силами которой было показано вызвавшее всеобщий восторг «Торжество муз», к тому моменту существовала уже пятьдесят лет.
Above: The Color Wheel

Но труппа, силами которой было показано вызвавшее всеобщий восторг «Торжество муз», к тому моменту существовала уже пятьдесят лет.

Начало ей положил губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов в 1772 году. 17 (28) марта 1776 года последовало высочайшее соизволение «содержать ему театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во все назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было».

Несколько лет позже он подал прошение императрице Екатерине II о выдаче привилегии на содержание русского театра в Москве, приняв на себя обязанность построить для труппы театральное здание. Но, увы, первый русский театр в Москве на Большой Петровской улице сгорел еще до его открытия. Это обанкротило князя и он передал дела своему компаньону, англичанину Михаилу Медоксу.  Благодаря ему на пустыре, часто затопляемом рекой Неглинкой, вопреки всем пожарам и войнам, появился театр, со временем утративший приставку Петровский и оставшийся в истории просто как Большой.

Свое летоисчисление Большой театр начинает с 17 (28) марта 1776 года. Поэтому в 1951 году отмечалось 175-летие, в 1976-м- 200-летие.

Большой театр в середине XIX века

Символичное название представления, которым открылся Большой театр в 1825 году, «Торжество муз»- определило его историю на протяжении следующих 25 лет.  Участие в первом спектакле выдающихся актеров- Павла Мочалова, Николая Лаврова и Анджелики Каталани задало оченьвысокий актерский уровень. Вторая четверть XIX века- это понимание русским искусством, и московским театром в частности, своей самобытности. Творчество известных композиторов Алексея Верстовского и Александра Варламова, на протяжении десятков лет находившихся во главе Большого театра, поспособствовало его чрезвычайно быстрому росту. Благодаря их художественной воле на московской Императорской сцене сложился русский оперный репертуар. Его основу составляли оперы Верстовского «Пан Твардовский», «Вадим, или Двенадцать спящих дев», «Аскольдова могила», шли балеты «Волшебный барабан» Алябьева, «Забавы султана, или Продавец невольников», «Мальчик-с-пальчик» Варламова.

Балетный репертуар был столь же богат и разнообразен. Руководитель труппы Адам Глушковский- воспитанник петербургской балетной школы, ученик Ш. Дидло, возглавивший московский балет еще до Отечественной войны 1812 года, создал самобытные спектакли: «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», «Три пояса, или Русская Сандрильона», «Черная шаль, или Наказанная неверность», перенес на московскую сцену лучшие спектакли Дидло. В них проявилась великолепная выучка танцоров, основы которой закладывал сам балетмейстер, стоявший и во главе балетной школы. Главные партии в спектаклях исполняли сам Глушковский и его жена Татьяна Ивановна Глушковская, а также француженка Фелицата Гюллень-Сор.

Одним из главных событий в жизни Большого театра первой половины XX века стали премьеры двух опер Михаила Глинки. «Жизнь за Царя» впервые прозвучала в Большом театре 7 (19) сентября 1842 года.

В 1846 состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила». Но обе оперы Глинки, несмотря на благоприятные отзывы критики, недолго продержались в репертуаре. Но спустя десятки лет именно «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» стали любимыми спектаклями публики, им предрешено было победить возникшую в середине века оперную итальяноманию. И по сложившейся традиции каждый театральный сезон Большой театр открывал именно одной из опер Глинки.

На балетной сцене к середине века спектакли на русские темы, созданные Исааком Аблецом и Адамом Глушковским, были вытеснены тоже. Бал правил западный романтизм. «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда» появились в Москве почти сразу  за европейскими премьерами. Тальони и Эльслер сводили театралов с ума. Однако  русский дух продолжал жить в московском балете. Ни одна гастролерша не смогла затмить Екатерину банковскую, выступавшую в тех же спектаклях, что и заезжие знаменитости.

Для того чтобы накопить силы перед следующим взлетом, Большому театру пришлось пережить множество событий и потрясений. Первым таким событием  стал пожар, в 1853 году уничтоживший театр Осипа Бове. От здания остался лишь остов. Погибло все- декорации, костюмы, инструменты, нотная библиотека.

В конкурсе на лучший проект восстановления театра победил архитектор Альберт Кавос. В мае 1855 года начались строительные работы, которые были завершены в рекордно короткие сроки- 16 месяцев. В августе 1856 года оперой В. Беллини «Пуритане» открылся новый театр. И было нечто символическое в том, что открывался он итальянской оперой. Арендатором Большого театра после его открытия стал итальянец Мерелли, привезший в Москву сильную итальянскую труппу. Послушать Дезире Арто, Полину Виардо, Аделину Патти и других итальянских оперных идолов съезжалась вся Москва. Зал на этих спектаклях всегда был переполнен.

На долю русской труппы оставалось всего три дня в неделю- два дня для балета и один день для оперы. Русская опера, не имевшая материальной поддержки, заброшенная публикой, представляла собой крайне плачевное зрелище.

И тем не менее, несмотря на трудности, русский оперный репертуар стабильно расширялся: в 1858 году представлена «Русалка» А. Даргомыжского, впервые ставятся две оперы А.Серова- «Юдифь» (1865) и «Рогнеда» (1868), возобновляется «Руслан и Людмила» М.Глинки. Год спустя оперой «Воевода» дебютирует на сцене Большого театра П.Чайковский.

Изменения вкусов театральной публики произошли в 1870-х годах. В большом театре появляются русские оперы: «Демон» А.Рубинштейна (1879), «Евгений Онегин» П.Чайковского (1881), «Борис Годунов» М.Мусоргского (1888), «Пиковая дама» ( 1891 ) и «Иоланта» ( 1893) П.Чайковского, «Снегурочка» Н.РимскогоКорсакова (1893), «Князь Игорь» А.Бородина (1898). Вслед за единственной русской примадонной Екатериной Семеновой на московскую сцену выходит целая плеяда выдающихся певцов. Это и Александра Александрова-Кочетова, и Эмилия Павловская, и Павел Хохлов. И уже они, а не итальянские певцы, становятся любимцами публики. Особой любовью зрителей в 70-е годы пользовалась Евлалия Кадмина.

В балете Большого театра в середине века олистали марфа Муравьева, Прасковья Лебедева, Надежда Богданова, Анна Собещанская, и в своих статьях о Богдановой журналисты подчеркивали «превосходство русской балерины над европейскими знаменитостями».

Но после их ухода со сцены балет Большого театра оказался в довольно затруднительной ситуации. Репертуар заполнили случайные спектакли-однодневки (исключение составил долго продержавшийся в репертуаре «Папортник, или Ночь на Ивана Купала» Сергея Соколова). Провалом закончилась даже постановка «Лебединого озера» (балетмейстер- Венцель Рейзингер) П.Чайковского, создавшего свой первый балет специально для Большого театра. Каждая новая премьера вызывала лишь раздражение публики и прессы. Зрительный зал на балетных спектаклях, в середине века дававших солидный доход, стал пустовать. В 1880-х годах серьезно стоял вопрос о ликвидации труппы.

И все же благодаря таким выдающимся мастерам, как Лидия Гейтен и Василий Гельцер, балет Большого театра был сохранен.

В преддверии века XX

Подходя к рубежу века 10-го и 20-го, Большой театр жил бурной жизнью. В это время русское искусство приближалось к одному из пиков своего расцвета. Москва была в центре бурлящей художественной жизни. В двух шагах от Театральной площади открылся Московский Художественно-общедоступный театр, весь город шел на спектакли Русской частной оперы Мамонтова и симфонические собрания Русского музыкального общества. Не желая отставать и терять зрителя, Большой театр стремительно наверстывал упущенное в предыдущие десятилетия, честолюбиво желая вписаться в российский культурный процесс.

Символично, что в 1899 году переносом балета Мариуса Петипа «Спящая красавица» на сцене Большого театра дебютировал балетмейстер Александр Горский, с именем которого связан расцвет московского балета первой четверти XX века.

В 1899 году вступил в труппу Федор Шаляпин.

В Большом театре начиналась новая эпоха, которая совпала с наступлением нового, XX века

Наступил 1917 год

К началу 1917 г. в Большом театре ничто не предвещало революционных событий. Правда, были уже какие-то органы самоуправления, например, корпорация артистов оркестра, во главе которой стоял концертмейстер группы 2-х скрипок Я. К. Королев. Благодаря активным действиям корпорации оркестр получил право на устройство в Большом театре симфонических концертов. Последний из них состоялся 7 января 1917 г. и был посвящен творчеству С. Рахманинова. Дирижировал автор. Исполнялись «Утес», «Остров мертвых» и «Колокола». Участвовали в концерте хор Большого театра и солисты- Е.Степанова, А.Лабинский и С.Мигай.

10 февраля театр показал премьеру «Дон Карлоса» Дж. Верди, которая стала первой постановкой этой оперы на русской сцене.

А 28 февраля состоялся последний спектакль Императорского Большого театра.

После Февральской революции и свержения самодержавия управление петербургскими и московскими театрами оставалось общим и сосредоточивалось в руках бывшего их директора В.А.Теляковского. 6 марта по приказу комиссара временного комитета Государственной думы Н. Н.Львова уполномоченным комиссаром по управлению театрами Москвы (Большим и Малым) был назначен А.И.Южин. 8 марта на собрании всех служащих бывших императорских театров- музыкантов, солистов оперы, артистов балета, рабочих сцены Л.В.Собинов был единогласно избран управляющим Большим театром, и избрание это было утверждено Министерством Временного правительства.

Надо сказать, что «Солист Его Величества», «Солист Императорских театров» Л.Собинов еще в 1915 г. порвал договор с Императорскими театрами, не в силах выполнять все прихоти дирекции, и выступал то в спектаклях театра Музыкальной драмы в Петрограде, то в театре Зимина в Москве. Когда свершилась Февральская революция, Собинов вернулся в Большой театр.

31 марта Л.Собинов был назначен комиссаром Большого театра и Театрального училища. Его деятельность доводит труппу театра до забастовки. В знак протеста против посягательств на независимость театра труппа остановила показ спектакля «Князь Игорь» и просила Московский совет рабочих и солдатских депутатов поддержать требования коллектива театра. На следующий день от Моссовета в театр была прислана делегация, приветствовавшая Большой театр в борьбе за свои права.

После Октябрьской революции во главе всех московских театров была поставлена Е.К.Малиновская, которая считалась комиссаром всех театров. Л.Собинов остался на посту директора Большого театра, и ему в помощь был создан совет (выборный).


Официальный сайт: www.bolshoi.ru
Адрес: м.Театральная, Охотный Ряд; Театральная площадь, д.1
Тел.: (095) 292-34-91, 292-99-86

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.