"Жизель" А. Адан
Постановка Владимира Васильева
Художник - Сергей Бархин
Художник по костюмам - Юбер де Живанши
Дирижер - Альгис Жюрайтис
Премьера - 25 декабря 1997 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 30 минут.
За минувшие со времени
премьеры балета (1841, Париж) полтора столетия "множество поколений
"Жизель" видоизменяли, дополняли и украшали", - отметил В.Васильев на
пресс-конференции, отстаивая право на собственное видение произведения,
давно уже ставшего классикой. Изменения, внесенные постановщиком,
оказались, впрочем, не столь разительными, как в прошлогоднем опыте
Васильева с "Лебединым озером". Новая сценография; иные покрой и
цветовая гамма костюмов; насыщение партии лесничего Иллариона (в
прошлых версиях - Ганса) танцем; более выразительное столкновение
героев любовного треугольника (Жизели, Альбера и Иллариона), нюансы
хореографии. Кроме того, непривычно правописание на афише имени
композитора Адама, известного у нас как Адан.
Тона, в которых выполнены
декорации первого акта (крестьянские дома, замок вдали на горе) -
желтовато-коричневые; те же оттенки доминируют в костюмах. Жизель в
ярко-желтой юбке в сочетании с насыщенно-вишневого цвета лифом
выделяется среди своего окружения как диковинный цветок на однотонной
лужайке. Да и по темпераменту эта девушка отличается от прочих:
озорно-резва, детски-естественна, женственно-обаятельна. Перелом от
безоглядности счастья (раз или два все же нарушаемого дурными
предчувствиями) к беспросветности отчаяния - кульминация спектакля. Обе
исполнительницы Жизели (балерина высочайшего класса Нина Ананиашвили и
восемнадцатилетняя дебютантка Светлана Лунькина) в этой сцене -
совершенство. Мгновенное прозрение и погружение во мрак у героини
Ананиашвили и детское неумение поверить в измену любимого у юной Жизели
Лунькиной помимо выразительного танца мастерски отыгрываются обеими
балеринами с помощью мимики. Краткая экспрессивная сцена сумасшествия,
и Жизель падает замертво.
Потусторонний второй акт
с его мрачным ночным кладбищенским колоритом... Среди множества
шагнувших из могил виллис Альберу удается в последний раз увидеть им
погубленную, но простившую его Жизель. Чрезвычайно хорош в этих сценах
исполнитель партии Альбера Николай Цискаридзе (партнер С.Лунькиной).
В партии Иллариона в
обоих составах - А.Петухов; Альбер (партнер Н.Ананиашвили) - С.Филин;
предводительница виллис Мирта - А.Антоничева или М.Александрова.