"Бешеные деньги" А.Н.Островский
Режиссер-постановщик - В.Иванов
Художник-постановщик - А.Глазунов
Премьера - 1998 год
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 40 минут.
Островского, как известно, у нас любят. Особенно любят его ставить. Редкий режиссер не почитает непременным долгом соприкоснуться с прославленной драматургией. А уж о творцах Малого театра, издавна величаемого Домом Островского, что и говорить: на афише возникает название за названием.
Актуальность темы "бешеных" денег по нынешнем временам очевидна. Деньги "умные" сталкиваются с "бешеными" чуть ли не на каждом коммерческом шагу. Пояснения вряд ли требуются. У Островского - об одной такой "стычке", только куда как занятней и талантливей, чем в бесстрастных сообщениях современных информационных служб. Все-таки за окном у классика был век поприличней двадцатого, а именно - девятнадцатый.
Тем, у кого фабула пьесы - в памяти, рекомендуем следующий абзац пропустить. Ибо цель создателей спектакля состояла, похоже, в том, чтобы как можно доступнее (в лицах) пересказать зрителю сюжет. Поставленная задача (за неимением иных) удалась вполне, быть может, ее решение-воплощение лишь чуточку затянулось.
Савва Геннадьич Васильков (В.Низовой) - молодой провинциал с волжским говорком, так и норовящий ляпнуть в столичном обществе что-нибудь невпопад, эдакая "вулканическая" и на первый взгляд бесхитростная натура, пленяется красотой Лидии Чебоксаровой (С.Аманова), особы избалованной и едва ли не циничной, привыкшей к "золотой пыли" и не мыслящей себя без нее. Коварно пущенный слух о миллионах Василькова привлекает к нему взор Чебоксаровой. Алчность заводит далеко: она делается его женой. Разочарование следует быстро: муж экономен, почти скуп. Тот, кто раньше был только смешон, отныне - ненавистен. Кинувшая Василькова Лидия в надежде на помощь простирает руки к своим ухажерам-ловеласам. (Среди них выделяется комично-инфернальный Кучумов в исполнении В.Баринова, загримированного под Мефистофеля). Увы, все они давно живут "в долг" и безжалостно-язвительно указывают ей на окна мужниного дома: дескать, деньги там, ибо "не тот богат, у кого денег много, а тот, кто их добывать умеет".
Если вы со школьных лет усвоили, что Островский - бытописатель, то авторы спектакля ваши представления не разрушат. Быт, быт, кругом наиподробнейший быт. Витые решетки оград, афишные тумбы и магазинные вывески, фонарики и воздушные шарики, шляпы и тросточки, столики и стулики, кресла и пуфики, кушетки и занавесочки, бюро и подсвечники, зеркала и подушечки, статуэтки и вазоны с цветами, живописное панно и даже любопытно выглядывающий из-за кулис пухлый розовощекий ангелочек.
Несмотря на излишнюю увлеченность "тысячью мелочей" столь дотошно прочитанный Островский смотрится весьма достойно.