"Бешеные деньги" А.Н.Островский
Режиссер-постановщик - В.Иванов
Художник-постановщик - А.Глазунов
Премьера - 1998 год
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 40 минут.
Островского, как
известно, у нас любят. Особенно любят его ставить. Редкий режиссер не
почитает непременным долгом соприкоснуться с прославленной
драматургией. А уж о творцах Малого театра, издавна величаемого Домом
Островского, что и говорить: на афише возникает название за названием.
Актуальность темы
"бешеных" денег по нынешнем временам очевидна. Деньги "умные"
сталкиваются с "бешеными" чуть ли не на каждом коммерческом шагу.
Пояснения вряд ли требуются. У Островского - об одной такой "стычке",
только куда как занятней и талантливей, чем в бесстрастных сообщениях
современных информационных служб. Все-таки за окном у классика был век
поприличней двадцатого, а именно - девятнадцатый.
Тем, у кого
фабула пьесы - в памяти, рекомендуем следующий абзац пропустить. Ибо
цель создателей спектакля состояла, похоже, в том, чтобы как можно
доступнее (в лицах) пересказать зрителю сюжет. Поставленная задача (за
неимением иных) удалась вполне, быть может, ее решение-воплощение лишь
чуточку затянулось.
Савва Геннадьич
Васильков (В.Низовой) - молодой провинциал с волжским говорком, так и
норовящий ляпнуть в столичном обществе что-нибудь невпопад, эдакая
"вулканическая" и на первый взгляд бесхитростная натура, пленяется
красотой Лидии Чебоксаровой (С.Аманова), особы избалованной и едва ли
не циничной, привыкшей к "золотой пыли" и не мыслящей себя без нее.
Коварно пущенный слух о миллионах Василькова привлекает к нему взор
Чебоксаровой. Алчность заводит далеко: она делается его женой.
Разочарование следует быстро: муж экономен, почти скуп. Тот, кто раньше
был только смешон, отныне - ненавистен. Кинувшая Василькова Лидия в
надежде на помощь простирает руки к своим ухажерам-ловеласам. (Среди
них выделяется комично-инфернальный Кучумов в исполнении В.Баринова,
загримированного под Мефистофеля). Увы, все они давно живут "в долг" и
безжалостно-язвительно указывают ей на окна мужниного дома: дескать,
деньги там, ибо "не тот богат, у кого денег много, а тот, кто их
добывать умеет".
Если вы со
школьных лет усвоили, что Островский - бытописатель, то авторы
спектакля ваши представления не разрушат. Быт, быт, кругом
наиподробнейший быт. Витые решетки оград, афишные тумбы и магазинные
вывески, фонарики и воздушные шарики, шляпы и тросточки, столики и
стулики, кресла и пуфики, кушетки и занавесочки, бюро и подсвечники,
зеркала и подушечки, статуэтки и вазоны с цветами, живописное панно и
даже любопытно выглядывающий из-за кулис пухлый розовощекий ангелочек.
Несмотря на излишнюю увлеченность "тысячью мелочей" столь дотошно прочитанный Островский смотрится весьма достойно.