"Горе от ума" А.С. Грибоедов
Режиссер-постановщик - Сергей Женовач
Художник-постановщик - Александр Боровский
Премьера - 1 ноября 2000 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа
...В полутьме на фоне прямоугольных раздвижных плоскостей (оформление условно и аскетично) мечется и замирает взъерошенная фигурка-тень, немой свидетель разрыва Молчалина с Софьей. А когда на шум сбежится весь дом, то не помня себя, будет выпаливать Чацкий обвинения своей гордячке-возлюбленной, и так уже поверженной открывшимся ничтожеством избранника. Но в смятенные речи упрямца, три акта не желавшего признавать, что не любим, вслушиваться не станут...
Похоже, зритель, до отказа заполняющий зал Малого театра, почувствовал в "Горе от ума" Женовача что-то близкое, давно желанное, но почти не дававшееся в руки режиссерам, ставившим последнее время на этой сцене. Постановка привлекает в первую очередь наличием внятно рассказанной истории. Саша Чацкий - так в одном из интервью трогательно называет режиссер грибоедовского героя, обыкновенно державшегося за трибуна и бунатаря - на протяжении одного длинного дня расстается с иллюзиями и надеждами, показывая себя человеком проницательным и светски сдержанным, но одновременно наивным, по-детски ершистым и уязвимым (роль сыграна Г. Подгородинским убедительно и обаятельно). Режиссер настаивает на том, что невозможно, выпав из чьей-то жизни на годы, в точности возродить былое: "тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет" - до такой мелочи не додумался умница Чацкий.
Разочарования подстерегают настранствовавшегося героя что ни шаг, и одно из самых болезненных (помимо холодности и вызывающей неприступности Софьи - И. Леоновой) - неприятие его светским обществом. Чацкий не был настроен обличительно, напротив, соскучился и тянулся навстречу этому обществу, но оно со светским же равнодушием бездумно его отвергло. И даже снисходительный Фамусов (блестяще сыгранный Ю. Соломиным непоседой и жизнелюбом, которому до всего есть дело) предал Чацкого как-то невзначай, подтвердив сплетню о его сумасшествии как очевидно пустяшное известие.
В этой постановке почти нет однозначного: неглупые люди обидно недальновидны, а в традиционно отрицательных персонажах явлены объяснимые принципы и логика. Отдельный спектакль в спектакле, неторопливый и сдержанный, разыгран корифеями Малого (Э. Быстрицкая, Т. Панкова, Ю. Каюров, Т. Еремеева, В. Павлов и др.) в сцене званого вечера у Фамусовых. Бенефисно выразительны остроумные монологи и короткие реплики, степенные шаги и суетливые приплясывания, величавые повороты голов и демонстративно глубокомысленные взмахи вееров и ресниц. Особое обаяние постановке придает приютившийся в правой кулисе живой оркестрик. Хороши костюмы художницы О. Ярмольник; замечательно звучит грибоедовский стих.
В спектакле также заняты: И. Иванова, А. Вершинин, В. Низовой, Д. Зеничев, С. Аманова, А. Охлупина и др.