"Горе от ума" А.С. Грибоедов

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel

"Горе от ума" А.С. Грибоедов
Режиссер-постановщик - Сергей Женовач
Художник-постановщик - Александр Боровский
Премьера - 1 ноября 2000 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа

...В полутьме на фоне прямоугольных раздвижных плоскостей (оформление условно и аскетично) мечется и замирает взъерошенная фигурка-тень, немой свидетель разрыва Молчалина с Софьей. А когда на шум сбежится весь дом, то не помня себя, будет выпаливать Чацкий обвинения своей гордячке-возлюбленной, и так уже поверженной открывшимся ничтожеством избранника. Но в смятенные речи упрямца, три акта не желавшего признавать, что не любим, вслушиваться не станут...

Похоже, зритель, до отказа заполняющий зал Малого театра, почувствовал в "Горе от ума" Женовача что-то близкое, давно желанное, но почти не дававшееся в руки режиссерам, ставившим последнее время на этой сцене. Постановка привлекает в первую очередь наличием внятно рассказанной истории. Саша Чацкий - так в одном из интервью трогательно называет режиссер грибоедовского героя, обыкновенно державшегося за трибуна и бунатаря - на протяжении одного длинного дня расстается с иллюзиями и надеждами, показывая себя человеком проницательным и светски сдержанным, но одновременно наивным, по-детски ершистым и уязвимым (роль сыграна Г. Подгородинским убедительно и обаятельно). Режиссер настаивает на том, что невозможно, выпав из чьей-то жизни на годы, в точности возродить былое: "тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет" - до такой мелочи не додумался умница Чацкий.

Разочарования подстерегают настранствовавшегося героя что ни шаг, и одно из самых болезненных (помимо холодности и вызывающей неприступности Софьи - И. Леоновой) - неприятие его светским обществом. Чацкий не был настроен обличительно, напротив, соскучился и тянулся навстречу этому обществу, но оно со светским же равнодушием бездумно его отвергло. И даже снисходительный Фамусов (блестяще сыгранный Ю. Соломиным непоседой и жизнелюбом, которому до всего есть дело) предал Чацкого как-то невзначай, подтвердив сплетню о его сумасшествии как очевидно пустяшное известие.

В этой постановке почти нет однозначного: неглупые люди обидно недальновидны, а в традиционно отрицательных персонажах явлены объяснимые принципы и логика. Отдельный спектакль в спектакле, неторопливый и сдержанный, разыгран корифеями Малого (Э. Быстрицкая, Т. Панкова, Ю. Каюров, Т. Еремеева, В. Павлов и др.) в сцене званого вечера у Фамусовых. Бенефисно выразительны остроумные монологи и короткие реплики, степенные шаги и суетливые приплясывания, величавые повороты голов и демонстративно глубокомысленные взмахи вееров и ресниц. Особое обаяние постановке придает приютившийся в правой кулисе живой оркестрик. Хороши костюмы художницы О. Ярмольник; замечательно звучит грибоедовский стих.

В спектакле также заняты: И. Иванова, А. Вершинин, В. Низовой, Д. Зеничев, С. Аманова, А. Охлупина и др.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.