"Маскарад" М.Ю.Лермонтов
Постановка - Николай Шейко
Художник - н.х. России Март Китаев
Композитор - Ю.Симакин
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность 2 часа 40 минут
"Маскарад" М.Ю.Лермонтов
Постановка - Николай Шейко
Художник - н.х. России Март Китаев
Композитор - Ю.Симакин
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность 2 часа 40 минут
Спектакль начинается с оригинального театрального эпиграфа: на небольшом помосте в глубине сцены застыли две фигуры - черный фрачник и красный лучник - фигуры со знаменитого портрета Всеволода Мейерхольда кисти Бориса Григорьева. На несколько секунд Арбенин и Неизвестный, изображающие григорьевскую картину, застыли недвижно, но звучит музыка, и они "оживают", включаясь в безумный вихрь бала-маскарада. Этот легкий и изящный штрих - почтительный поклон современного режиссера великому Мастеру, создателю легендарного "Маскарада" 1917 года.
Подобной отсылкой к мейерхольдовскому спектаклю выглядят и декорации Марта Китаева: сценографически спектакль построен на непрерывной игре занавесов, которых у Китаева гораздо больше мейерхольдовских семи. Черный и белый тюль, разноцветные гардины, прозрачные и непрозрачные шторы живут своей удивительной жизнью: то с легким шумом разлетаются по краям, обнажая сцену; то застывают мягкими складками античных колонн; то резкой чертой разделяют, разводят героев.
Впрочем, на этом сходство с мейерхольдовским спектаклем заканчивается. Шейко не увлекают философские глубины лермонтовской пьесы, в его интерпретации "Маскарад" оказывается банальнейшей мелодрамой - трагедией не мира, но человека - трагедией Арбенина, безумно любящего свою пустую, красивую жену.
Арбенин (Виктор Гвоздицкий) - единственный по-настоящему романтический герой в деромантизированном спектакле. Строго говоря, он вообще единственный, на фоне пустых и фальшивых участников маскарада жизни. В начале спектакля он сдержан и бесстрастен; взгляд постоянно обращен в себя - опасное, обманное спокойствие. Экономная пластика, не допускающая ни одного лишнего жеста; ровный, мягкий, почти лишенный интонаций голос. Гвоздицкий ведет свою роль сухо и корректно. И потому особенно страшен он в финале - в сцене сумасшествия. Больной, лихорадочный взгляд, горячечная скороговорка монолога, дрожащие руки. Арбенин уходит в сумасшествие с каким-то болезненным наслаждением: как в сладостный, спасительный сон.
В спектакле также заняты: П. Медведева, И. Апексимова, С. Сазонтьев, В. Кашпур.