"Маскарад" М.Ю.Лермонтов

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
"Маскарад" М.Ю.Лермонтов
Постановка - Николай Шейко
Художник - н.х. России Март Китаев
Композитор - Ю.Симакин
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность 2 часа 40 минут
Above: The Color Wheel
"Маскарад" М.Ю.Лермонтов
Постановка - Николай Шейко
Художник - н.х. России Март Китаев
Композитор - Ю.Симакин
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность 2 часа 40 минут

Спектакль начинается с оригинального театрального эпиграфа: на небольшом помосте в глубине сцены застыли две фигуры - черный фрачник и красный лучник - фигуры со знаменитого портрета Всеволода Мейерхольда кисти Бориса Григорьева. На несколько секунд Арбенин и Неизвестный, изображающие григорьевскую картину, застыли недвижно, но звучит музыка, и они "оживают", включаясь в безумный вихрь бала-маскарада. Этот легкий и изящный штрих - почтительный поклон современного режиссера великому Мастеру, создателю легендарного "Маскарада" 1917 года.

Подобной отсылкой к мейерхольдовскому спектаклю выглядят и декорации Марта Китаева: сценографически спектакль построен на непрерывной игре занавесов, которых у Китаева гораздо больше мейерхольдовских семи. Черный и белый тюль, разноцветные гардины, прозрачные и непрозрачные шторы живут своей удивительной жизнью: то с легким шумом разлетаются по краям, обнажая сцену; то застывают мягкими складками античных колонн; то резкой чертой разделяют, разводят героев.

Впрочем, на этом сходство с мейерхольдовским спектаклем заканчивается. Шейко не увлекают философские глубины лермонтовской пьесы, в его интерпретации "Маскарад" оказывается банальнейшей мелодрамой - трагедией не мира, но человека - трагедией Арбенина, безумно любящего свою пустую, красивую жену.

Арбенин (Виктор Гвоздицкий) - единственный по-настоящему романтический герой в деромантизированном спектакле. Строго говоря, он вообще единственный, на фоне пустых и фальшивых участников маскарада жизни. В начале спектакля он сдержан и бесстрастен; взгляд постоянно обращен в себя - опасное, обманное спокойствие. Экономная пластика, не допускающая ни одного лишнего жеста; ровный, мягкий, почти лишенный интонаций голос. Гвоздицкий ведет свою роль сухо и корректно. И потому особенно страшен он в финале - в сцене сумасшествия. Больной, лихорадочный взгляд, горячечная скороговорка монолога, дрожащие руки. Арбенин уходит в сумасшествие с каким-то болезненным наслаждением: как в сладостный, спасительный сон.

В спектакле также заняты: П. Медведева, И. Апексимова, С. Сазонтьев, В. Кашпур.
Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.