"Три сестры" А.П.Чехов
Режиссер-постановщик - Олег Ефремов
Художник-постановщик - Валерий Левенталь
Премьера - 25 февраля 1997 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа 45 минут
На пороге столетия Художественного театра Олег Николаевич Ефремов завершает свой цикл постановок пьес Чехова - драматурга, чье имя носит возглавляемый им МХАТ. "Иванов" (1976), "Чайка" (1980), "Дядя Ваня" (1985), "Вишневый сад" (1989); 1997 год ознаменован выпуском "Трех сестер".
В этом поистине трагическом спектакле ведущей становится тема ухода. "Уходят наши..." Не случайно, что для режиссера существенно всеобщее "постарение": исполнители отнюдь не молоды, а значит, тем больше прошлого у их героев, тем меньше будущего. С особой силой и наполненностью звучат слова об усталости, усталости от жизни. Это чувство безжалостно настаивает на близости ухода. "Все делается не по-нашему..."
Странность этой серьезнейшей постановки Ефремова - отсутствие значительных актерских работ. Неплоха Ирина П.Медведевой, интересен Тузенбах В.Гвоздицкого, любопытен Кулыгин А.Мягкова. Но масштаб исполнения все же несоизмерим с режиссерским замыслом.
Кажется, вся тоска и боль, витающие в атмосфере нынешних мхатовских "Трех сестер", из рук режиссера подхвачены художником Левенталем и растворены в сценографии. Провинциальный дом сестер Прозоровых, несбыточно мечтающих о Москве, обитает среди милых русских берез (березы - связующая нить со спектаклем Немировича-Данченко 1940 года, уважительный поклон легендарным предшественникам). Этот дом способен развернуться внешним фасадом или приоткрыть свой интерьер; кажется, он может даже угрожающе двинуться на зрителя. В финале дом покорно скроется, понуро отъедет в глубину берез, уступая пространство мечущимся Ольге, Маше и Ирине, у которых теперь уже совсем все позади...
В спектакле также заняты: Е.Майорова, С.Любшин, А.Жарков, В.Невинный, С.Пилявская.