"Привидения" Генрик Ибсен
Режиссер-постановщик - Николай Скорик
Художник-постановщик - Борис Мессерер
Премьера - 19 ноября 1999 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 40 минут.
На обложке программки "Привидений" красуется надпись: "Основатели театра - К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко". Подобное напоминание, вероятно, вызвано ностальгией по временам вековой давности, поскольку к некогда созданному Художественному театру нынешний МХАТ имени Чехова имеет до обидного отдаленное отношение. Впрочем, постановка ибсеновских "Привидений" о некоторой связи между эпохами все же свидетельствует: в 1905 году пьеса ставилась художественниками, но сошла с репертуара после 13 представлений. Утверждать, что новое прочтение ожидает более долгая и счастливая судьба, не возьмемся.
Программка нынешней постановки обещает "вариации на тему Генрика Ибсена", но (что нередко случается в современном театре) забывает указать авторство перевода знаменитой норвежской пьесы.
В спектакле заняты артисты с "именами": Анастасия Вознесенская, Андрей Мягков, Евгений Киндинов, Андрей Панин.
Ибсеновская мысль о противостоянии лживой и гнилостной среды (с ее атмосферой развращенности) внешне благополучного дома Альвингов тяге молодого поколения к жизнерадостности и свету в спектакле Скорика не прочитывается вовсе. Наличествует лишь суетливость и мелочность да пафос и морализаторство старших (фру Альвинг и пастор Мандерс).
Что же до главного героя, то единственная режиссерская мысль, последовательно проведенная через весь спектакль, состоит в том, что наследственная болезнь, коренящаяся в Освальде, видна окружающим с первых мгновений встречи с ним (далее - везде и во всем). По ходу действия болезнь, без сомнения, прогрессирует. Подробности физиологии совершенно заслоняют собой не менее значимое: Освальд когда-то был художником, жизнелюбцем, натурой увлекающейся и свободной. Все два с лишним часа перед нами - подточенное болезнью, избалованное великовозрастное существо, изъясняющееся с режущим слух акцентом (еще бы - столько лет провел за границей!) И только.
За окнами выстроенной Мессерером величественной залы в полном соответствии с ремарками Ибсена ни на миг не прекращается дождь (вплоть да развязки, когда окончательно расставшийся с разумом Освальд пролепечет свою просьбу о солнце).
Ибсеновская суровость, страстная и сдержанная одновременно, как и трагизм пьесы, в спектакле безнадежно отсутствуют.