"Привидения" Генрик Ибсен

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel

"Привидения" Генрик Ибсен
Режиссер-постановщик - Николай Скорик
Художник-постановщик - Борис Мессерер
Премьера - 19 ноября 1999 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 40 минут.

На обложке программки "Привидений" красуется надпись: "Основатели театра - К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко". Подобное напоминание, вероятно, вызвано ностальгией по временам вековой давности, поскольку к некогда созданному Художественному театру нынешний МХАТ имени Чехова имеет до обидного отдаленное отношение. Впрочем, постановка ибсеновских "Привидений" о некоторой связи между эпохами все же свидетельствует: в 1905 году пьеса ставилась художественниками, но сошла с репертуара после 13 представлений. Утверждать, что новое прочтение ожидает более долгая и счастливая судьба, не возьмемся.

Программка нынешней постановки обещает "вариации на тему Генрика Ибсена", но (что нередко случается в современном театре) забывает указать авторство перевода знаменитой норвежской пьесы.

В спектакле заняты артисты с "именами": Анастасия Вознесенская, Андрей Мягков, Евгений Киндинов, Андрей Панин.

Ибсеновская мысль о противостоянии лживой и гнилостной среды (с ее атмосферой развращенности) внешне благополучного дома Альвингов тяге молодого поколения к жизнерадостности и свету в спектакле Скорика не прочитывается вовсе. Наличествует лишь суетливость и мелочность да пафос и морализаторство старших (фру Альвинг и пастор Мандерс).

Что же до главного героя, то единственная режиссерская мысль, последовательно проведенная через весь спектакль, состоит в том, что наследственная болезнь, коренящаяся в Освальде, видна окружающим с первых мгновений встречи с ним (далее - везде и во всем). По ходу действия болезнь, без сомнения, прогрессирует. Подробности физиологии совершенно заслоняют собой не менее значимое: Освальд когда-то был художником, жизнелюбцем, натурой увлекающейся и свободной. Все два с лишним часа перед нами - подточенное болезнью, избалованное великовозрастное существо, изъясняющееся с режущим слух акцентом (еще бы - столько лет провел за границей!) И только.

За окнами выстроенной Мессерером величественной залы в полном соответствии с ремарками Ибсена ни на миг не прекращается дождь (вплоть да развязки, когда окончательно расставшийся с разумом Освальд пролепечет свою просьбу о солнце).

Ибсеновская суровость, страстная и сдержанная одновременно, как и трагизм пьесы, в спектакле безнадежно отсутствуют.

Above: Fake It So Real
2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.