"Милый лжец" Джером Килти
Сцена "в буфете"
Постановка Адольфа Шапиро
Сценография Татьяны Сельвинской
Премьера - 7 мая 1994 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа
В апреле 1940 года в небольшом пансионате на юге Франции скончалась знаменитая актриса Стелла Патрик Кемпбел. После ее смерти нашли старую шляпную коробку, в которой актриса бережно хранила свою переписку с одним из самых известных драматургов своего времени Джорджем Бернардом Шоу. Уникальные документы чудом сохранились. Известными всему миру их сделал драматург Джером Килти, создавшей в начале 60-х годов на их основе пьесу "Милый лжец".
У этой пьесы богатая сценическая традиция. Она ставилась во всем мире, неоднократно и в нашей стране. Пожалуй, самым знименитым был мхатовский спектакль 1963 года с блистательным дуэтом Ангелины Степановой и Анатолия Кторова. Спустя почти тридцать лет, история любви талантливой актрисы и гениального драматурга вновь оживает на театральных подмостках.
Памятуя об интимности эпистолярного жанра, Адольф Шапиро поставил свой спектакль в маленьком, всего на 70 человек, зале зрительского буфета. Татьяна Сельвинская живописно задрапировала стены импровизированной сцены, создав атмосферу домашнего тепла и уюта, и показав, одновременно, как непросты были взаимоотношения великого парадоксалиста и очаровательной женщины.
Словно невидимой пограничной чертой небольшая комната разделена на два военных лагеря: "стан" Шоу окрашен в коричневые тона, Кемпбел - в голубые. В центре игровой площадки нейтральная территория: две дорожки - синяя от будуара актрисы и коричнева от конторки писателя - бегут навстречу друг другу, скрещиваясь посередине. На этом перекрестке судеб будут происходить шутливые ссоры и искренние примирения, язвительно-насмешливые баталии и трогательные признания. По этим дорожкам будет взлетать на буфетную стойку-сцену неугомонная актриса и уходить прочь оставшийся одиноким писатель.
Патрик Кемпбел Юлии Борисовой тонка, изящна и очаровательна. Но за внешней хрупкостью этой женщины бешеный темперамент и недюжинный ум. Легко и непринужденно парирует она уколы своего саркастичного собеседника. Когда же слова кажутся миссис Кемпбел не достаточно убедительными, ей ничего не стоит услышав неосторожно оброненное по ее поводу "ветеран", сделать в своем длинном роскошном платье хулиганский кувырок.
Мистер Шоу Василия Ланового как истинный британец элегантно сдержан и невозмутим. Высокий, худой, с колючим взглядом и крепко сжатыми в одну тонкую линию губами, он разит любимую женщину стрелами своего остроумия так, словно перед ним политический оппонент. Но в финале за изысканной язвительностью и внешним спокойствием прорываются подлинная боль и страдание, уже плохо скрываемые привычной иронией.