"Амфитрион" Ж.-Б. Мольер, перевод Валерия Брюсова
Режиссер-постановщик - Владимир Мирзоев
Сценография и костюмы Павла Каплевича
Премьера - 4 февраля 1998 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 50 минут
Проведя лет пять в далекой Канаде, режиссер Мирзоев некоторое время тому назад вернулся в Москву, которую с тех пор регулярно и старательно эпатирует своими сценическими измышлениями. Подручный материал (поначалу это был Гоголь, затем наши современники Казанцев и Угаров, теперь вот Мольер) для режиссера не существенен: драматурги ему не союзники, не противники - имена на афише. Зато почти всегда при нем устойчивая компания артистов-соратников: Максим Суханов, Юлия Рутберг, Владимир Симонов (на этот раз к ним примкнул еще и Сергей Маковецкий), верный художник Павел Каплевич и надежный арсенал трюков.
Ситуация, в которой оказываются герои "Амфитриона", определяется театром как "забавная" (первое слово краткого пересказа программкой содержания спектакля). Не поучительная, не трагикомическая - забавная. Впрочем, подобное мироощущение не сегодня обретено Мирзоевым; ерничанье давно стало его визитной карточкой. Из спектакля в спектакль (и из театра в театр, где ставит Мирзоев) переваливаются капризно-издевательские интонации артистов, их импровизации-"отсебятины", эротика, неизменно принимающая облик похоти. Таков художественный почерк режиссера-изобретателя.
Эпитет "изобретательный" - не насмешка. В наличии фантазии Мирзоеву, как и Каплевичу, не откажешь. Декорации интригующи, а мастерски поставленный свет делает их порой просто загляденьем. Высящаяся у белоснежной ограды амфитрионова дома стеклянная башня-ракета устремлена туда, где обитают божества, те самые Юпитер и Меркурий, забавы и наслаждения ради принявшие облик смертных. На фоне меняющего цвет неба качаются причудливые облачка-рыбки всевозможных оттенков. Красиво необыкновенно. Явление отталкивающе-ничтожных людей и богов безвозвратно разламывает это диковинное зрелище.
Остается добавить, что главная мысль мольеровской пьесы овеществлена самым примитивным и лобовым способом. Повсюду на сцене развешены детские лопатки, оканчивающиеся подобием человеческой ладони. Беря их в обе руки, боги порой сжимают ими головы непослушных смертных, направляя взгляд и движения: судьба человеческая вершится в заоблачных высях, люди не властны в своих поступках... Не правда ли, забавно?