"Воскрешение, или Чудо святого Антония" Морис Метерлинк
Режиссер - Петр Фоменко
Сценограф - Станислав Морозов
Премьера - сентябрь 1999 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность 2 часа 40 минут.
"Чудо святого Антония"
для Вахтанговского театра - часть великого прошлого. Евгений Вахтангов
за свою короткую жизнь дважды обращался к этой пьесе бельгийского
драматурга, интерпретировав ее сперва как сатирическую бытовую комедию,
а затем - как трагический гротеск.
Трудно сказать
определенно, хотел ли Петр Фоменко вернуть к жизни старую легенду.
Второе название спектакля - "воскрешение" - дает пищу для подобных
предположений. В любом случае "Чудо" Фоменко несомненно ближе к первой
редакции вахтанговского спектакля.
История о том, как в
добропорядочном буржуазном доме появился то ли сумасшедший нищий, то ли
святой и воскресил умершую старуху Ортанс, Фоменко прочел в духе
бытовой комедии, почти анекдота. Каждый персонаж наделен грубой
характерностью, одной-двумя яркими запоминающимися чертами.
Полусогнутая ревматизмом спина, плохо ходящие ноги в грубых ботинках,
картинно всклокоченная голова - портрет служанки Виржини (Людмила
Максакова). Соломенная шляпа с гигантскими полями вместо нимба,
простодушно-растерянный взгляд, обаятельная застенчивость - святой
Антоний (Алексей Завьялов). "А? Что? Что такое?" с пулеметной скоростью
выстреливаемое в собеседника - один из наследников Ортанс Ашиль
(Евгений Князев).
Действие перенесено
режиссером и сценографом из маленького провинциального городка в Париж.
Авансцену украшает вывеска парижского метрополитена; начало спектакля
проходит под аккомпанемент звуков большого города; а все действие
разворачивается на фоне внушительной металлической конструкции,
вызывающей ассоциации с сооруженным в начале века вокзалом д'Орсэ.
Продолжая ассоциативный ряд, можно вспомнить, что в 1980 году вокзал
был преобразован в музей, собравший богатейшую коллекцию
импрессионистов и постимпрессионистов, и назвать последнюю работу
Фоменко импрессионистским наброском. Правда, в отличии от "Без вины
виноватых", играемых в буфете вахтанговского театра или "Волков и овец"
"Мастерской П.Фоменко", в "Чуде святого Антония" нет ни эфемерной
легкости Клода Моне, ни манящей зыбкости Огюста Ренуара. Этот спектакль
скорее сравним с яркими карикатурами Тулуз-Лотрека - резкими,
хлесткими, предельно обнажающими характер изображаемых лиц.
В спектакле заняты: Людмила Максакова, Алексей Завьялов, Юрий Шлыков, Юрий Яковлев, Евгений Князев и др.