"Воскрешение, или Чудо святого Антония" Морис Метерлинк
Режиссер - Петр Фоменко
Сценограф - Станислав Морозов
Премьера - сентябрь 1999 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность 2 часа 40 минут.
"Чудо святого Антония" для Вахтанговского театра - часть великого прошлого. Евгений Вахтангов за свою короткую жизнь дважды обращался к этой пьесе бельгийского драматурга, интерпретировав ее сперва как сатирическую бытовую комедию, а затем - как трагический гротеск.
Трудно сказать определенно, хотел ли Петр Фоменко вернуть к жизни старую легенду. Второе название спектакля - "воскрешение" - дает пищу для подобных предположений. В любом случае "Чудо" Фоменко несомненно ближе к первой редакции вахтанговского спектакля.
История о том, как в добропорядочном буржуазном доме появился то ли сумасшедший нищий, то ли святой и воскресил умершую старуху Ортанс, Фоменко прочел в духе бытовой комедии, почти анекдота. Каждый персонаж наделен грубой характерностью, одной-двумя яркими запоминающимися чертами. Полусогнутая ревматизмом спина, плохо ходящие ноги в грубых ботинках, картинно всклокоченная голова - портрет служанки Виржини (Людмила Максакова). Соломенная шляпа с гигантскими полями вместо нимба, простодушно-растерянный взгляд, обаятельная застенчивость - святой Антоний (Алексей Завьялов). "А? Что? Что такое?" с пулеметной скоростью выстреливаемое в собеседника - один из наследников Ортанс Ашиль (Евгений Князев).
Действие перенесено режиссером и сценографом из маленького провинциального городка в Париж. Авансцену украшает вывеска парижского метрополитена; начало спектакля проходит под аккомпанемент звуков большого города; а все действие разворачивается на фоне внушительной металлической конструкции, вызывающей ассоциации с сооруженным в начале века вокзалом д'Орсэ. Продолжая ассоциативный ряд, можно вспомнить, что в 1980 году вокзал был преобразован в музей, собравший богатейшую коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов, и назвать последнюю работу Фоменко импрессионистским наброском. Правда, в отличии от "Без вины виноватых", играемых в буфете вахтанговского театра или "Волков и овец" "Мастерской П.Фоменко", в "Чуде святого Антония" нет ни эфемерной легкости Клода Моне, ни манящей зыбкости Огюста Ренуара. Этот спектакль скорее сравним с яркими карикатурами Тулуз-Лотрека - резкими, хлесткими, предельно обнажающими характер изображаемых лиц.
В спектакле заняты: Людмила Максакова, Алексей Завьялов, Юрий Шлыков, Юрий Яковлев, Евгений Князев и др.