"Отелло" У. Шекспир, перевод Б. Пастернака
Постановка Евгения Марчелли
Сценография Владимира Боера
Премьера - 18 февраля 2000 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность 2 часа 40 минут
Действие спектакля
протекает главным образом на авансцене, в невеликом загончике за
железной оградкой. Внушительные размеры вахтанговских подмостков,
похоже, не слишком интересуют режиссера (они отделены от авансцены
прозрачным шуршащим занавесом, вызывающим неуместные ассоциации с
гигантских размеров ванной, которая могла бы за ним скрываться), ибо
страсти его героев отнюдь не ренессансные, требующие размаха, а,
напротив, довольно камерные, готовые довольствоваться пространством
скромным.
Среди странных
жеманных персонажей в карнавальных нарядах (Родриго и некоторые прочие)
существуют вполне современные, не слишком занимательные люди: скучающий
интриган Яго (Сергей Маковецкий), трусоватый размазня Кассио (Олег
Макаров), флегматичный здоровяк Отелло, ни единым штрихом не имеющий
сходства с мавром (Владимир Симонов), и не знающая удержу в капризах,
деламирующая с придыханием, ребячливая Дездемона (Анна Дубровская).
Близость современности изобличают не столько приметы нынешнего дня
(вроде наручных часов), сколько узнаваемость и привычность сегодняшних
разговорных интонаций. И далекая Венеция, и коварный Кипр, кажется,
обретаются для этих героев где-то в пределах Садового кольца.
Отелло поначалу
не столько доверчив, сколько бесстрастно-рассудителен и недальновиден.
Яго, творящий подлости нехотя и вразвалочку, без труда обдуривает этого
не столь уж умного полководца. Печальный итог известен. Расправа с
Дездемоной происходит в спектакле безмолвно и вяло: безвинная жертва
застывает перед внушительным овальным стеклом-зеркалом, возвышающийся
за ней Отелло ее ласкает, а стекло с тихим пшиканьем начинают бороздить
кроваво-красные нити, меланхолично струясь по нему и оставляя разводы.
Положительное
впечатление от этого "Отелло" - фантастическая органичность на сцене и
профессионализм народного артиста РФ Сергея Маковецкого, хотя по ходу
действия не раз возникало ощущение, что артист играет не в полную силу.
Музыкальное оформление спектакля включает двух ударников, расположившихся в разных концах авансцены.