"Отелло" У. Шекспир, перевод Б. Пастернака
Постановка Евгения Марчелли
Сценография Владимира Боера
Премьера - 18 февраля 2000 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность 2 часа 40 минут
Действие спектакля протекает главным образом на авансцене, в невеликом загончике за железной оградкой. Внушительные размеры вахтанговских подмостков, похоже, не слишком интересуют режиссера (они отделены от авансцены прозрачным шуршащим занавесом, вызывающим неуместные ассоциации с гигантских размеров ванной, которая могла бы за ним скрываться), ибо страсти его героев отнюдь не ренессансные, требующие размаха, а, напротив, довольно камерные, готовые довольствоваться пространством скромным.
Среди странных жеманных персонажей в карнавальных нарядах (Родриго и некоторые прочие) существуют вполне современные, не слишком занимательные люди: скучающий интриган Яго (Сергей Маковецкий), трусоватый размазня Кассио (Олег Макаров), флегматичный здоровяк Отелло, ни единым штрихом не имеющий сходства с мавром (Владимир Симонов), и не знающая удержу в капризах, деламирующая с придыханием, ребячливая Дездемона (Анна Дубровская). Близость современности изобличают не столько приметы нынешнего дня (вроде наручных часов), сколько узнаваемость и привычность сегодняшних разговорных интонаций. И далекая Венеция, и коварный Кипр, кажется, обретаются для этих героев где-то в пределах Садового кольца.
Отелло поначалу не столько доверчив, сколько бесстрастно-рассудителен и недальновиден. Яго, творящий подлости нехотя и вразвалочку, без труда обдуривает этого не столь уж умного полководца. Печальный итог известен. Расправа с Дездемоной происходит в спектакле безмолвно и вяло: безвинная жертва застывает перед внушительным овальным стеклом-зеркалом, возвышающийся за ней Отелло ее ласкает, а стекло с тихим пшиканьем начинают бороздить кроваво-красные нити, меланхолично струясь по нему и оставляя разводы.
Положительное впечатление от этого "Отелло" - фантастическая органичность на сцене и профессионализм народного артиста РФ Сергея Маковецкого, хотя по ходу действия не раз возникало ощущение, что артист играет не в полную силу.
Музыкальное оформление спектакля включает двух ударников, расположившихся в разных концах авансцены.