"Плоды просвещения" Л.Н.Толстой

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel

"Плоды просвещения" Л.Н.Толстой
Постановка и режиссура Петра Фоменко
Декорации и костюмы Ольги Саваренской
Премьера - 26 декабря 1984 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа

Комедия "Плоды просвещения" была задумана и написана Л.Н.Толстым для домашнего представления в Ясной Поляне (1890), а уже в следующем году - поставлена К.С.Станиславским на сцене Общества Искусства и Литературы. В спектакле принимала участие будущая великая актриса Вера Федоровна Комиссаржевская.

Постановка "Плодов просвещения" Петром Наумовичем Фоменко в театре Маяковского прошла основательное испытание на прочность: она держится в репертуаре полтора десятка сезонов. Все эти годы не расстаются с ролями в толстовской комедии Светлана Немоляева (Звездинцева), Александр Лазарев (Звездинцев), Михаил Филиппов (профессор Кругосветлов). Их исполнение не чуждается гипербол и гротеска, порою оно почти шаржево. Даже на рядовом, весьма отдаленном от дня премьеры представлении зритель ощущает, какое наслаждение доставляет актерам откровенно комедийная фабула пьесы.

Поворотный круг сцены позволяет режиссеру наглядно чередовать картины "событийно-насыщенной" жизни аристократии, мнящей себя утонченной, зараженной головокружительно-модным пристрастием к спиритизму, с фрагментами неторопливого чаепития челяди на задворках дома за кухонной занавеской. Три прибывших из барской деревни мужика, делегированные в город для покупки земли (их лейтмотив в спектакле - слова: "Земля наша малая, не то, что скотину, - курицу, скажем, и ту выпустить некуда"), находят пристанище в гостеприимной кухне и неожиданно оказываются втянутыми в гущу спиритического безумства...

Фоменковскую сценическую версию "Плодов просвещения" отличают ясность и внятность режиссерского языка, атмосфера веселого лукавства и театральности, а также ряд заметных актерских работ.

В спектакле звучат вальс, сочиненный Л.Н.Толстым, и старинные романсы в исполнении Вари Паниной (граммофонные записи).

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.