"Наполеон Первый" Фердинанд Брукнер, перевод Э.Венгеровой
Постановка Анатолия Эфроса
Режиссер возобновления - Татьяна Казакова
Художник - Дмитрий Крымов
Премьера - август 1983 года, возобновление - 15 декабря 1992 года
Спектакль идет с одним антрактом
Премьера исторической пьесы Брукнера состоялась в театре на Малой Бронной незадолго до перехода Эфроса на Таганку. Именно в силу этого обстоятельства спектакль с Михаилом Ульяновым и Ольгой Яковлевой в главных ролях прошел на сцене Малой Бронной весьма скромное число раз и был снят с репертуара.
Спустя годы главный режиссер театра Маяковского Андрей Гончаров задумал и воплотил в жизнь благороднейшее намерение: вернул в Москву из парижского затворничества первую актрису театра Эфроса Ольгу Яковлеву и предложил ей и Николаю Волкову (также эфросовскому актеру) восстановить на сцене Маяковски любой из спектаклей ушедшего из жизни Мастера. Остановились на "Наполеоне", позвав себе в помощь ученицу Эфроса - режиссера Татьяну Казакову. Выпущенную под конец 1992 года премьеру отделило от первой почти десять лет...
Горше и мудрее (всезнающее что ли), но ничуть не менее женственной и обворожительной предстает сегоднящнему зрителю Жозефина Яковлевой. Рядом с ней - одержимый и обидчивый, темпераментный и мальчишески-увлекающийся, безгранично доверчивый Наполеон Михаила Филиппова, достойно заменившего в этой роли Михаила Ульянова. Дуэт Наполеона и Жозефины, исполненный высочайшего лиризма (редкость на нынешней сцене) - в центре этого театрального мироздания. В те минуты, когда "гроза Европы" и его капризно-бесшабашная, но истинно верная возлюбленная вместе, политика и политики, войны и воины, победы и поражения, законность и законы покорно отступают куда-то на периферию сознания героев, хотя и служат предметом их ожесточенных словесных баталий.
За историческими событиями, за накалом политических страстей, за метаниями и амбициями видятся мучительно-запутанные человеческие судьбы. Судьбы людей, с избытком "хлебнувших" страдания, но все же не сломленных ("Что остается после такой жизни? - Остается такая жизнь"). Разглядеть человеческую суть за маской, карнавальным костюмом и мишурой всегда было особым даром Эфроса.
Спектакли Анатолия Васильевича Эфроса вот-вот окажутся достоянием лишь театральной истории. Только два из них еще можно увидеть на сценах Москвы: "Тартюф" во МХАТе имени Чехова и "Наполеон Первый" в Маяковке.