"Наполеон Первый" Фердинанд Брукнер, перевод Э.Венгеровой
Постановка Анатолия Эфроса
Режиссер возобновления - Татьяна Казакова
Художник - Дмитрий Крымов
Премьера - август 1983 года, возобновление - 15 декабря 1992 года
Спектакль идет с одним антрактом
Премьера
исторической пьесы Брукнера состоялась в театре на Малой Бронной
незадолго до перехода Эфроса на Таганку. Именно в силу этого
обстоятельства спектакль с Михаилом Ульяновым и Ольгой Яковлевой в
главных ролях прошел на сцене Малой Бронной весьма скромное число раз и
был снят с репертуара.
Спустя годы
главный режиссер театра Маяковского Андрей Гончаров задумал и воплотил
в жизнь благороднейшее намерение: вернул в Москву из парижского
затворничества первую актрису театра Эфроса Ольгу Яковлеву и предложил
ей и Николаю Волкову (также эфросовскому актеру) восстановить на сцене
Маяковски любой из спектаклей ушедшего из жизни Мастера. Остановились
на "Наполеоне", позвав себе в помощь ученицу Эфроса - режиссера Татьяну
Казакову. Выпущенную под конец 1992 года премьеру отделило от первой
почти десять лет...
Горше и мудрее
(всезнающее что ли), но ничуть не менее женственной и обворожительной
предстает сегоднящнему зрителю Жозефина Яковлевой. Рядом с ней -
одержимый и обидчивый, темпераментный и мальчишески-увлекающийся,
безгранично доверчивый Наполеон Михаила Филиппова, достойно заменившего
в этой роли Михаила Ульянова. Дуэт Наполеона и Жозефины, исполненный
высочайшего лиризма (редкость на нынешней сцене) - в центре этого
театрального мироздания. В те минуты, когда "гроза Европы" и его
капризно-бесшабашная, но истинно верная возлюбленная вместе, политика и
политики, войны и воины, победы и поражения, законность и законы
покорно отступают куда-то на периферию сознания героев, хотя и служат
предметом их ожесточенных словесных баталий.
За историческими
событиями, за накалом политических страстей, за метаниями и амбициями
видятся мучительно-запутанные человеческие судьбы. Судьбы людей, с
избытком "хлебнувших" страдания, но все же не сломленных ("Что остается
после такой жизни? - Остается такая жизнь"). Разглядеть человеческую
суть за маской, карнавальным костюмом и мишурой всегда было особым
даром Эфроса.
Спектакли
Анатолия Васильевича Эфроса вот-вот окажутся достоянием лишь
театральной истории. Только два из них еще можно увидеть на сценах
Москвы: "Тартюф" во МХАТе имени Чехова и "Наполеон Первый" в Маяковке.
