"Наполеон Первый" Фердинанд Брукнер, перевод Э.Венгеровой

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel

"Наполеон Первый" Фердинанд Брукнер, перевод Э.Венгеровой
Постановка Анатолия Эфроса
Режиссер возобновления - Татьяна Казакова
Художник - Дмитрий Крымов
Премьера - август 1983 года, возобновление - 15 декабря 1992 года
Спектакль идет с одним антрактом

Премьера исторической пьесы Брукнера состоялась в театре на Малой Бронной незадолго до перехода Эфроса на Таганку. Именно в силу этого обстоятельства спектакль с Михаилом Ульяновым и Ольгой Яковлевой в главных ролях прошел на сцене Малой Бронной весьма скромное число раз и был снят с репертуара.

Спустя годы главный режиссер театра Маяковского Андрей Гончаров задумал и воплотил в жизнь благороднейшее намерение: вернул в Москву из парижского затворничества первую актрису театра Эфроса Ольгу Яковлеву и предложил ей и Николаю Волкову (также эфросовскому актеру) восстановить на сцене Маяковски любой из спектаклей ушедшего из жизни Мастера. Остановились на "Наполеоне", позвав себе в помощь ученицу Эфроса - режиссера Татьяну Казакову. Выпущенную под конец 1992 года премьеру отделило от первой почти десять лет...

Горше и мудрее (всезнающее что ли), но ничуть не менее женственной и обворожительной предстает сегоднящнему зрителю Жозефина Яковлевой. Рядом с ней - одержимый и обидчивый, темпераментный и мальчишески-увлекающийся, безгранично доверчивый Наполеон Михаила Филиппова, достойно заменившего в этой роли Михаила Ульянова. Дуэт Наполеона и Жозефины, исполненный высочайшего лиризма (редкость на нынешней сцене) - в центре этого театрального мироздания. В те минуты, когда "гроза Европы" и его капризно-бесшабашная, но истинно верная возлюбленная вместе, политика и политики, войны и воины, победы и поражения, законность и законы покорно отступают куда-то на периферию сознания героев, хотя и служат предметом их ожесточенных словесных баталий.

За историческими событиями, за накалом политических страстей, за метаниями и амбициями видятся мучительно-запутанные человеческие судьбы. Судьбы людей, с избытком "хлебнувших" страдания, но все же не сломленных ("Что остается после такой жизни? - Остается такая жизнь"). Разглядеть человеческую суть за маской, карнавальным костюмом и мишурой всегда было особым даром Эфроса.

Спектакли Анатолия Васильевича Эфроса вот-вот окажутся достоянием лишь театральной истории. Только два из них еще можно увидеть на сценах Москвы: "Тартюф" во МХАТе имени Чехова и "Наполеон Первый" в Маяковке.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.