"Кукольный дом (Нора)" Генрик Ибсен (перевод А. и П. Ганзен)
Постановка Леонида Хейфеца
Художник - Юрий Устинов
Премьера - 25 апреля 1999 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 20 минут
Тепло и уют
домашнего очага - последнее, о чем вспоминаешь, глядя на сцену театра
имени Маяковского. Обеденный стол, письменная конторка, диван, кресло,
вешалка для пальто - скупые приметы интерьера разбросаны по сцене
словно маленькие, одинокие островки. В этом бездушном, неживом
пространстве, придуманном художником Юрием Устиновым, в атмосфере
холода и разобщенности нет места любви и семейному счастью. На фоне
мрачных, пепельно-серых занавесей, ограничивающих игровое пространство,
невозможно беззаботно и наивно радоваться жизни. Наверное поэтому к
Норе Евгении Симоновой так не идут ласковые прозвища, сочиненные ее
мужем: "белочка", "жаворонок", "куколка"... Эта маленькая хрупкая
женщина похожа не на шаловливого ребенка, а на раненную птицу,
беспорядочно мечущуюся по сцене, неловко взмахивающую руками словно
крыльями, говорящую резким, чуть охрипшим голосом. Так и ждешь случайно
сорвавшегося "Я чайка...". Нет, не то...
Симонова
играет женщину запутавшуюся, отчаявшуюся, смертельно боящуюся, что муж
узнает о долговом письме, подписанном ею несколько лет назад (нужны
были деньги на его же лечение). Почти животный страх сквозит в ее
лихорадочных жестах, прорывается в близких к истерике интонациях. В
Норе Симоновой нет безоглядной веры в чудо. Потому-то шантажирующий
Нору Крогстад никак не может отделаться от ощущения, что эта женщина
просто издевается над ним, говоря, что не понимает опасности своего
положения.
Эммануил
Виторган играет маленькую роль частного поверенного с силой и мощью
прямо-таки оглушающими, заставляя иначе взглянуть на малосимпатичную
фигуру шантажиста. Крогстад Виторгана - стеснительный, неуверенный в
себе человек. Этот большой, сильный мужчина ходит, согнув плечи,
безуспешно стараясь казаться меньше. Говорит быстро, торопливо,
задыхаясь, словно опасается, что его остановят и укажут на дверь.
Однако за нескладной внешностью - сильный характер человека, один раз
оступившегося, но всеми силами стремящегося встать на ноги. Не карьеры
ради, а самоуважения для. Стоит Крогстаду заговорить об этом, он
перестает переминаться с ноги на ногу, нервно теребить угол портфеля и
мять в руках шапку... Внутренняя сила и достоинство начинают звучать в
его голосе. Отчаявшийся человек? - Да. Но не мерзавец, что и
доказывает, возвращая Норе долговую расписку.
Нора
свободна и прощена. Казалось бы, можно наслаждаться жизнью, но...
Перерождение героини Евгении Симоновой происходит в момент, когда ее
муж Торвальд (И.Косталевский), узнав о совершенном женой проступке,
взрывается жалкой, трусливой истерикой человека, смертельно боящегося
запятнать репутацию. Ясное осознание невозможности жить рядом с таким
Торвальдом толкает Нору из дома. Разговоры о необходимости разобраться
в себе и в том, как устроен этот жестокий мир - отговорки. Просто
умерли любовь и уважение.
В спектакле заняты: Е.Симонова, И.Кашинцев, И.Сенотова, Э.Виторган, Л.Иванилова.