"Кукольный дом (Нора)" Генрик Ибсен (перевод А. и П. Ганзен)
Постановка Леонида Хейфеца
Художник - Юрий Устинов
Премьера - 25 апреля 1999 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 20 минут
Тепло и уют домашнего очага - последнее, о чем вспоминаешь, глядя на сцену театра имени Маяковского. Обеденный стол, письменная конторка, диван, кресло, вешалка для пальто - скупые приметы интерьера разбросаны по сцене словно маленькие, одинокие островки. В этом бездушном, неживом пространстве, придуманном художником Юрием Устиновым, в атмосфере холода и разобщенности нет места любви и семейному счастью. На фоне мрачных, пепельно-серых занавесей, ограничивающих игровое пространство, невозможно беззаботно и наивно радоваться жизни. Наверное поэтому к Норе Евгении Симоновой так не идут ласковые прозвища, сочиненные ее мужем: "белочка", "жаворонок", "куколка"... Эта маленькая хрупкая женщина похожа не на шаловливого ребенка, а на раненную птицу, беспорядочно мечущуюся по сцене, неловко взмахивающую руками словно крыльями, говорящую резким, чуть охрипшим голосом. Так и ждешь случайно сорвавшегося "Я чайка...". Нет, не то...
Симонова играет женщину запутавшуюся, отчаявшуюся, смертельно боящуюся, что муж узнает о долговом письме, подписанном ею несколько лет назад (нужны были деньги на его же лечение). Почти животный страх сквозит в ее лихорадочных жестах, прорывается в близких к истерике интонациях. В Норе Симоновой нет безоглядной веры в чудо. Потому-то шантажирующий Нору Крогстад никак не может отделаться от ощущения, что эта женщина просто издевается над ним, говоря, что не понимает опасности своего положения.
Эммануил Виторган играет маленькую роль частного поверенного с силой и мощью прямо-таки оглушающими, заставляя иначе взглянуть на малосимпатичную фигуру шантажиста. Крогстад Виторгана - стеснительный, неуверенный в себе человек. Этот большой, сильный мужчина ходит, согнув плечи, безуспешно стараясь казаться меньше. Говорит быстро, торопливо, задыхаясь, словно опасается, что его остановят и укажут на дверь. Однако за нескладной внешностью - сильный характер человека, один раз оступившегося, но всеми силами стремящегося встать на ноги. Не карьеры ради, а самоуважения для. Стоит Крогстаду заговорить об этом, он перестает переминаться с ноги на ногу, нервно теребить угол портфеля и мять в руках шапку... Внутренняя сила и достоинство начинают звучать в его голосе. Отчаявшийся человек? - Да. Но не мерзавец, что и доказывает, возвращая Норе долговую расписку.
Нора свободна и прощена. Казалось бы, можно наслаждаться жизнью, но... Перерождение героини Евгении Симоновой происходит в момент, когда ее муж Торвальд (И.Косталевский), узнав о совершенном женой проступке, взрывается жалкой, трусливой истерикой человека, смертельно боящегося запятнать репутацию. Ясное осознание невозможности жить рядом с таким Торвальдом толкает Нору из дома. Разговоры о необходимости разобраться в себе и в том, как устроен этот жестокий мир - отговорки. Просто умерли любовь и уважение.
В спектакле заняты: Е.Симонова, И.Кашинцев, И.Сенотова, Э.Виторган, Л.Иванилова.