"Мамаша Кураж и ее дети" Б.Брехт

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel

"Мамаша Кураж и ее дети" Б.Брехт
Постановка П.Хомского
Художник - М.Китаев
Композитор - А.Чевский
Премьера - 7 мая 2000 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 40 минут

Для начала - маленькое организационное замечание: астматикам, аллергикам и лицам с тонким обонянием категорически не рекомендуется на спектакль "Мамаша Кураж" покупать билеты ближе пятнадцатого ряда партера. Ценность этого предостережения вы сможете осознать сразу по поднятии занавеса, ибо в этот момент со сцены ниагарским водопадом начинают изливаться клубы театрального дыма. Даже если дышать через раз - все равно неприятно.

После того, как дым рассеивается, взору открывается группа солдат в камуфляже, марширующих под звуки немецкого марша. Трудно не согласиться с автором небольшого текста, приведенного в программке. Действительно, "пока мир и человечество не избавилось от войн, пьеса Брехта, к величайшему сожалению, будет оставаться актуальной". Однако не стоит думать о зрителях плохо. И без пятнистой военной формы, без омоновских черных масок на лицах, без лихого спуска солдат с колосников по страховочным тросам зритель, думается, в состоянии провести простейшую параллель между описываемой Брехтом войной и событиями в Чечне. Не стоит каждые пять минут тыкать указующим перстом и напоминать, что война это плохо. Количество дидактики и какой-то совсем уж советской патетики на единицу сценического времени, на мой взгляд, превышает все допустимые нормы. Приведу лишь один пример. Мамаше Кураж приносят на опознание тело ее младшего сына Швейцарца. Она приподымает краешек тряпицы, которой накрыт труп, узнает лицо сына и... включается ослепительный свет, звучит громкая музыка, и актриса застывает памятником Родине-матери. Поменьше бы пафоса, господа, поменьше!..

Впрочем, о чем я говорю, если даже исполнительница центральной роли Валентина Талызина играет в лучших традициях плохих советских фильмов про войну. Мамаша Кураж Талызиной пьесу Брехта явно читала и чем дело кончится - знает. Иначе как объяснить тот факт, что с момента первого появления и вплоть до самого финала по сцене ходит не живой человек, а символ вселенской скорби и печали. Отсутствующий взгляд, усталые интонации, полная атрофия эмоционального аппарата. Дать такой женщине прозвище "Кураж" можно было только в насмешку. Это ли бесстрашная маркитантка, отважно бросающаяся в гущу войны в погоне за звонкой монетой, теряющая в кровавой мясорубке троих детей и несмотря ни на что продолжающая верить в войну до конца.

Война - это чудовищно, отвратительно, недопустимо... Однако для того, чтобы прийти к такому выводу совсем необязательно идти в сад Аквариум. Достаточно просто включить телевизор.

В спектакле заняты: В.Талызина, А.Васильев, А.Яцко, В.Бутенко и др.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.