"Две женщины" сценическая версия комедии И.С.Тургенева "Месяц в деревне"

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel

"Две женщины" сценическая версия комедии И.С.Тургенева "Месяц в деревне"
Постановка Владимира Мирзоева
Сценография Дмитрия Алексеева при участии Павла Каплевича
Хореография Ким Франк (Канада)
Премьера - 19 марта 1998 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 50 мин.

"Нас и поразило и увлекло, насколько точно Тургенев выстроил взаимоотношения героев, имеющие, как бы мы теперь сказали, фрейдистский подтекст. [...] Именно в этом пласте пьесы берет начало наша система образов. Пусть зритель не сетует на авторов спектакля, а попробует повнимательнее рассмотреть свои сны" - читаем в программке обращение Владимира Мирзоева.

Начало и впрямь напоминает вязкий, мучительный как ночной кошмар сон. Двигаясь нарочито медленно (словно пребывая в трансе), персонажи исполняют странный танец, одновременно перебрасываясь первыми репликами пьесы. Изломанно-прихотливые движения, эстетски-декадентский антураж, безжизненные интонации, сухое шуршание дождя и завораживающая музыка гипнотизируют, увлекая зрителей в омут снов-бредней героев (или создателей?) спектакля.

Как оно всегда и грезится во сне, события разворачиваются в месте одновременно узнаваемом и нереальном. Огромный, почти во всю сцену пень; боковые кулисы, напоминающие опаленные огнем деревья - все вызывает ассоциации с душным летом, шумными липами и пожаром страстей, сжигающем тургеневских героев.

Внимание Мирзоева сосредоточено на любовной дуэли юной воспитанницы и ее "патронессы". Неслучайно режиссер назвал свой спектакль "Две женщины" (один из ранних вариантов заглавия пьесы "Месяц в деревне"). Приз победительнице - молодой учитель Беляев (Дмитрий Марьянов) - циник и пошляк с невинной улыбкой, объект вожделения всех женщин в доме, эдакий маленький гигант большого секса в детской панамке. Ни о каких чувствах, тем более возвышенных, говорить не приходится. Героями спектакля движет только физиология. Верочку (Мария Миронова) в объятия Беляева толкает юношеское любопытство. Наталью Петровну (Елена Шанина) - скука (от делать нечего даже кокаинчиком балуется) и одиночество (муж вечно занят, друг дома Ракитин по всей видимости просто импотент - "не опасен" холодно и цинично констатирует Наталья Петровна). Увлечение Натальи Петровны Беляевым объясняется режиссером весьма примитивно - болезнь переломного возраста стареющей женщины.

Мирзоев поставил спектакль подчеркнуто эстетский, эротичный и эпатирующий. Обидно только, что в его интерпретации из пьесы исчезли тепло и уют тургеневской усадьбы. Вселенский холод и вселенская же пустота царят в душах героев.

В спектакле также заняты: Сергей Чонишвили, Виктор Раков, Максим Суханов. 

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.