"Две женщины" сценическая версия комедии И.С.Тургенева "Месяц в деревне"
Постановка Владимира Мирзоева
Сценография Дмитрия Алексеева при участии Павла Каплевича
Хореография Ким Франк (Канада)
Премьера - 19 марта 1998 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 50 мин.
"Нас и поразило и увлекло, насколько точно Тургенев выстроил взаимоотношения героев, имеющие, как бы мы теперь сказали, фрейдистский подтекст. [...] Именно в этом пласте пьесы берет начало наша система образов. Пусть зритель не сетует на авторов спектакля, а попробует повнимательнее рассмотреть свои сны" - читаем в программке обращение Владимира Мирзоева.
Начало и впрямь напоминает вязкий, мучительный как ночной кошмар сон. Двигаясь нарочито медленно (словно пребывая в трансе), персонажи исполняют странный танец, одновременно перебрасываясь первыми репликами пьесы. Изломанно-прихотливые движения, эстетски-декадентский антураж, безжизненные интонации, сухое шуршание дождя и завораживающая музыка гипнотизируют, увлекая зрителей в омут снов-бредней героев (или создателей?) спектакля.
Как оно всегда и грезится во сне, события разворачиваются в месте одновременно узнаваемом и нереальном. Огромный, почти во всю сцену пень; боковые кулисы, напоминающие опаленные огнем деревья - все вызывает ассоциации с душным летом, шумными липами и пожаром страстей, сжигающем тургеневских героев.
Внимание Мирзоева сосредоточено на любовной дуэли юной воспитанницы и ее "патронессы". Неслучайно режиссер назвал свой спектакль "Две женщины" (один из ранних вариантов заглавия пьесы "Месяц в деревне"). Приз победительнице - молодой учитель Беляев (Дмитрий Марьянов) - циник и пошляк с невинной улыбкой, объект вожделения всех женщин в доме, эдакий маленький гигант большого секса в детской панамке. Ни о каких чувствах, тем более возвышенных, говорить не приходится. Героями спектакля движет только физиология. Верочку (Мария Миронова) в объятия Беляева толкает юношеское любопытство. Наталью Петровну (Елена Шанина) - скука (от делать нечего даже кокаинчиком балуется) и одиночество (муж вечно занят, друг дома Ракитин по всей видимости просто импотент - "не опасен" холодно и цинично констатирует Наталья Петровна). Увлечение Натальи Петровны Беляевым объясняется режиссером весьма примитивно - болезнь переломного возраста стареющей женщины.
Мирзоев поставил спектакль подчеркнуто эстетский, эротичный и эпатирующий. Обидно только, что в его интерпретации из пьесы исчезли тепло и уют тургеневской усадьбы. Вселенский холод и вселенская же пустота царят в душах героев.
В спектакле также заняты: Сергей Чонишвили, Виктор Раков, Максим Суханов.