"Две женщины" сценическая версия комедии И.С.Тургенева "Месяц в деревне"
Постановка Владимира Мирзоева
Сценография Дмитрия Алексеева при участии Павла Каплевича
Хореография Ким Франк (Канада)
Премьера - 19 марта 1998 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 50 мин.
"Нас и поразило и увлекло,
насколько точно Тургенев выстроил взаимоотношения героев, имеющие, как
бы мы теперь сказали, фрейдистский подтекст. [...] Именно в этом пласте
пьесы берет начало наша система образов. Пусть зритель не сетует на
авторов спектакля, а попробует повнимательнее рассмотреть свои сны" -
читаем в программке обращение Владимира Мирзоева.
Начало и впрямь напоминает
вязкий, мучительный как ночной кошмар сон. Двигаясь нарочито медленно
(словно пребывая в трансе), персонажи исполняют странный танец,
одновременно перебрасываясь первыми репликами пьесы.
Изломанно-прихотливые движения, эстетски-декадентский антураж,
безжизненные интонации, сухое шуршание дождя и завораживающая музыка
гипнотизируют, увлекая зрителей в омут снов-бредней героев (или
создателей?) спектакля.
Как оно всегда и грезится во
сне, события разворачиваются в месте одновременно узнаваемом и
нереальном. Огромный, почти во всю сцену пень; боковые кулисы,
напоминающие опаленные огнем деревья - все вызывает ассоциации с душным
летом, шумными липами и пожаром страстей, сжигающем тургеневских героев.
Внимание Мирзоева
сосредоточено на любовной дуэли юной воспитанницы и ее "патронессы".
Неслучайно режиссер назвал свой спектакль "Две женщины" (один из ранних
вариантов заглавия пьесы "Месяц в деревне"). Приз победительнице -
молодой учитель Беляев (Дмитрий Марьянов) - циник и пошляк с невинной
улыбкой, объект вожделения всех женщин в доме, эдакий маленький гигант
большого секса в детской панамке. Ни о каких чувствах, тем более
возвышенных, говорить не приходится. Героями спектакля движет только
физиология. Верочку (Мария Миронова) в объятия Беляева толкает
юношеское любопытство. Наталью Петровну (Елена Шанина) - скука (от
делать нечего даже кокаинчиком балуется) и одиночество (муж вечно
занят, друг дома Ракитин по всей видимости просто импотент - "не
опасен" холодно и цинично констатирует Наталья Петровна). Увлечение
Натальи Петровны Беляевым объясняется режиссером весьма примитивно -
болезнь переломного возраста стареющей женщины.
Мирзоев поставил спектакль
подчеркнуто эстетский, эротичный и эпатирующий. Обидно только, что в
его интерпретации из пьесы исчезли тепло и уют тургеневской усадьбы.
Вселенский холод и вселенская же пустота царят в душах героев.
В спектакле также заняты: Сергей Чонишвили, Виктор Раков, Максим Суханов.