"Три товарища" Эрих Мария Ремарк, перевод И.Шрайбера, переложение для сцены А.Гетмана
Постановка Галины Волчек
Сценография Павла Пархоменко
Премьера - 1 октября 1999 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа 40 минут
Роман "Три товарища" увидел
свет в 1938 году. Издательская аннотация рекламировала новое
произведение Ремарка как "эпос товарищества и одновременно роман о
любви, полный редкой проникновенности и силы". Русской аудитории
довелось прочитать "Трех товарищей" лишь спустя двадцать лет, когда в
1958 году был издан перевод. На долю романа выпала полоса чрезвычайной
популярности и поистине страстной любви. Со временем, как водится,
восторги поулеглись.
По прошествии нескольких
десятилетий Галина Волчек задумала обратиться к "Трем товарищам",
утверждая, что сегодняшний день способен вычитать в романе нечто более
серьезное и жесткое, нежели историю мужской дружбы и
щемяще-трогательной, но обреченной любви.
Замысленный масштабный и
многонаселенный спектакль репетировался долго и обстоятельно. В нем
чувствуется редкая ответственность режиссера за то, что он предлагает
зрителю. А заявлена ни больше, ни меньше как "хроника городской жизни
Германии рубежа 20-х-З0-х годов XX столетия". Повседневный быт
пансионов и "меблированных комнат", сутолока улиц, машины, театры,
бары, магазины, витрины, реклама. А где-то совсем рядом "кипят"
политические собрания, устраиваются демонстрации, вывешиваются лозунги,
хозяйничают молодчики в черном, зарождается и крепнет фашизм.
Эту постановку можно
упрекнуть в излишней фрагментарности: очень уж многое режиссеру
казалось важным вместить в несколько часов сценического действия.
Спектакль рисковал остаться набором живых впечатляющих картинок, если
бы не его героиня - Патриция Хольман в исполнении Чулпан Хаматовой.
Актриса играет юность,
женственность, утонченность. Ее героиня абсолютно естественна во всех
своих проявлениях. Для нее главное - люди вокруг и атмосфера открытости
и дружелюбия; стены и обстановка - дело десятое. Для Пат в равной
степени органичен серебристый вечерний туалет и скромный светлый
плащик, поход в театр и вечер, проведенный за стаканом рома в далеком
от фешенебельности высшего света кабачке. Понимание собственной
обреченности ни на секунду не дает вырваться наружу суетности и
слезливости. Даже когда актриса играет жестокий приступ туберкулеза, в
скорчившейся фигурке ее Пат видна не жалкая сломленность, но сила духа,
как ни пафосно это может прозвучать. Пат некогда тратить время и силы
на жалость к себе: она нашла возлюбленного и друзей, живет каждым днем.
Это умение дано немногим - не испортить последние мгновения и
расстаться на пике счастья.
В спектакле есть и ряд других
сюжетных линий. В нем заняты артисты: А.Хованский, С.Юшкевич, С.Гирин,
А.Леонтьев, М.Жигалов, М.Хазова и другие.