"Уйди-уйди" Николай Коляда
Постановка Николая Коляды
Сценография Владимира Кравцева
Премьера - 10 октября 2000 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа 10 минут
Театр "Современник" любит современного драматурга из Екатеринбурга Николая Коляду (ставшее легендарным название коллектива следует постоянно оправдывать и привечать кого-нибудь из нынешних творцов). Любит настолько, что к двум имеющимся в репертуаре названиям пьес Коляды добавляет третье да еще в постановке самого драматурга; теперь с ним может поспорить разве что Александр Галин, у которого - три названия на афише, два из которых - собственные режиссерские опусы.
Пьеса "Уйди-уйди" писалась, по-видимому, специально для Гафта, не случайно имя его героя - Валентин. Актер презентом, похоже, остался доволен: играет с явным удовольствием, грубый отталкивающий текст (язык современных подворотен) произносит и выслушивает без омерзения, вылавливая остатки человеческого там, где, казалось бы, и искать нечего - не предусмотрено автором. Говоря языком героев Коляды, "человеческого фактора присутствует" в этом спектакле не густо: режиссер-драматург сосредоточен исключительно на людских испражнениях (в прямом и переносном смысле).
Содержание и лексика "На дне" нашего времени ни в какое сравнение не идут с горьковскими. Три с лишним часа нам демонстрируют людскую ущербность, замешанную не столько на бедности материальной, сколько духовной. Персонажи, все как один, тянут загребущие ручонки к лучшей жизни (комнат побольше, солнца побольше, работы поменьше, в остальном - оставьте все как есть), но встречают лишь ответные рукопожатия таких же, как они сами. Круг замыкается. Театр назойливо требует сочувствия к развращенным и подленьким. Зрительный зал, особенно женская его часть, смущенно-умиленно хихает на несущиеся со сцены "трогательные" откровения героини Елены Яковлевой: "Анжелочка у меня кесаренок" или "Все мы тут солдатские подстилки". И уж полный восторг вызывает ее же присловье-ругательство: "Зараза два раза". Венец писательской изобретательности (или наблюдательности и памятливости) - анекдот, рассказанный одним из героев (цитирую близко к тексту): Однажды совсем юный червячок и его мама выползли наверх из навозной кучи. "Мама! - закричал червячок - здесь так солнечно, хорошо пахнет, давай останемся жить здесь!" "Нет, - был ответ - мы вернемся обратно в дерьмо, потому что там наша Родина".
Если после всего сказанного вам захотелось посетить спектакль Коляды (сможете оценить режиссуру и сценографию), найду в себе силы вас не осуждать и даже не удивляться. Остаюсь при убеждении, что подобные пьесы и постановки лишь развращают и без того накачанную телевидением и рекламой публику. (Прошу прощения за пафос).
В спектакле также заняты: Ульяна Лаптева (студентка театрального училища им. Щукина), Людмила Иванова, Тамара Дегтярева, Наталья Каташева, Олег Феоктистов и др.