"Уйди-уйди" Николай Коляда

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel

"Уйди-уйди" Николай Коляда
Постановка Николая Коляды
Сценография Владимира Кравцева
Премьера - 10 октября 2000 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа 10 минут

Театр "Современник" любит современного драматурга из Екатеринбурга Николая Коляду (ставшее легендарным название коллектива следует постоянно оправдывать и привечать кого-нибудь из нынешних творцов). Любит настолько, что к двум имеющимся в репертуаре названиям пьес Коляды добавляет третье да еще в постановке самого драматурга; теперь с ним может поспорить разве что Александр Галин, у которого - три названия на афише, два из которых - собственные режиссерские опусы.

Пьеса "Уйди-уйди" писалась, по-видимому, специально для Гафта, не случайно имя его героя - Валентин. Актер презентом, похоже, остался доволен: играет с явным удовольствием, грубый отталкивающий текст (язык современных подворотен) произносит и выслушивает без омерзения, вылавливая остатки человеческого там, где, казалось бы, и искать нечего - не предусмотрено автором. Говоря языком героев Коляды, "человеческого фактора присутствует" в этом спектакле не густо: режиссер-драматург сосредоточен исключительно на людских испражнениях (в прямом и переносном смысле).

Содержание и лексика "На дне" нашего времени ни в какое сравнение не идут с горьковскими. Три с лишним часа нам демонстрируют людскую ущербность, замешанную не столько на бедности материальной, сколько духовной. Персонажи, все как один, тянут загребущие ручонки к лучшей жизни (комнат побольше, солнца побольше, работы поменьше, в остальном - оставьте все как есть), но встречают лишь ответные рукопожатия таких же, как они сами. Круг замыкается. Театр назойливо требует сочувствия к развращенным и подленьким. Зрительный зал, особенно женская его часть, смущенно-умиленно хихает на несущиеся со сцены "трогательные" откровения героини Елены Яковлевой: "Анжелочка у меня кесаренок" или "Все мы тут солдатские подстилки". И уж полный восторг вызывает ее же присловье-ругательство: "Зараза два раза". Венец писательской изобретательности (или наблюдательности и памятливости) - анекдот, рассказанный одним из героев (цитирую близко к тексту): Однажды совсем юный червячок и его мама выползли наверх из навозной кучи. "Мама! - закричал червячок - здесь так солнечно, хорошо пахнет, давай останемся жить здесь!" "Нет, - был ответ - мы вернемся обратно в дерьмо, потому что там наша Родина".

Если после всего сказанного вам захотелось посетить спектакль Коляды (сможете оценить режиссуру и сценографию), найду в себе силы вас не осуждать и даже не удивляться. Остаюсь при убеждении, что подобные пьесы и постановки лишь развращают и без того накачанную телевидением и рекламой публику. (Прошу прощения за пафос).

В спектакле также заняты: Ульяна Лаптева (студентка театрального училища им. Щукина), Людмила Иванова, Тамара Дегтярева, Наталья Каташева, Олег Феоктистов и др.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.