"Мастер и Маргарита" М.А.Булгаков
Постановка Юрия Любимова
Художники: М.Аникст, С.Бархин, Д.Боровский, Ю.Васильев, Э.Стенберг
Премьера - 6 апреля 1977 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа 20 минут
"Мастер и Маргарита" М.А.Булгаков
Постановка Юрия Любимова
Художники: М.Аникст, С.Бархин, Д.Боровский, Ю.Васильев, Э.Стенберг
Премьера - 6 апреля 1977 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа 20 минут
Спектакль - легенда. Определенный итог, подведенный театром в 1977 году по прошествии тринадцати лет существования. Свидетельство тому - своеобразные "декорационные цитаты" Любимова из собственных, более ранних спектаклей: кубики из "Послушайте!", рама из "Тартюфа", вечный огонь из "Павших и живых", грузовик из "А зори здесь тихие...", трибуна из "Живого", плаха из "Пугачева", маятник из "Часа Пик", гроб и занавес из знаменитого "Гамлета". Именно поэтому в программке указано так много художников-сценографов.
Прославленному роману Булгакова, конечно, невыносимо тесно в сжатых временных рамках, отведенных ему театром. Вполне естественно, что авторам инсценировки (В.Дьячину и Ю.Любимову) пришлось многие прелюбопытные эпизоды булгаковского повествования дать одним штрихом, намеком, в расчете на зрителя, роман читавшего.
Наверное, правильнее было бы назвать спектакль не "Мастер и Маргарита", а как-то иначе. Не слишком выразительная в любимовской трактовке тема любви Мастера и его подруги меркнет рядом с режиссерской продуманностью, отточенностью и завершенностью линии Воланда (В.Смехов или В.Соболев) и его поразительной свиты, а также ершалаимскими сценами Иешуа (А.Трофимов) и Пилата (В.Шаповалов).
Смысловой центр спектакля - евангельские фрагменты. Пустое пространство погружено в полумрак. Высвечен лишь правый угол, там - массивная золоченая рама, подчеркивающая силу и могущество расположившегося за нею Пилата, но вместе с тем символизирующая ограниченность его власти, невозможность поступать, повинуясь собственной совести. Прокуратор так и останется неподвижным заключенным этой рамы-тюрьмы-вечности до конца действа. Столь же скуп на движения и жесты антагонист Пилата - Иешуа Га-Ноцри. Эти две фигуры воспринимаются одновременно как некие "полюса" и как нечто нерасторжимое.
Отягченный многочисленными вводами молодых артистов на труднейшие роли (к примеру, Азазелло или Маргарита) этот спектакль сегодня напоминает музейный экспонат, удачно подновленный, но не совсем настоящий.