"Мастер и Маргарита" М.А.Булгаков

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
"Мастер и Маргарита" М.А.Булгаков
Постановка Юрия Любимова
Художники: М.Аникст, С.Бархин, Д.Боровский, Ю.Васильев, Э.Стенберг
Премьера - 6 апреля 1977 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа 20 минут
Above: The Color Wheel
"Мастер и Маргарита" М.А.Булгаков
Постановка Юрия Любимова
Художники: М.Аникст, С.Бархин, Д.Боровский, Ю.Васильев, Э.Стенберг
Премьера - 6 апреля 1977 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа 20 минут

Спектакль - легенда. Определенный итог, подведенный театром в 1977 году по прошествии тринадцати лет существования. Свидетельство тому - своеобразные "декорационные цитаты" Любимова из собственных, более ранних спектаклей: кубики из "Послушайте!", рама из "Тартюфа", вечный огонь из "Павших и живых", грузовик из "А зори здесь тихие...", трибуна из "Живого", плаха из "Пугачева", маятник из "Часа Пик", гроб и занавес из знаменитого "Гамлета". Именно поэтому в программке указано так много художников-сценографов.

Прославленному роману Булгакова, конечно, невыносимо тесно в сжатых временных рамках, отведенных ему театром. Вполне естественно, что авторам инсценировки (В.Дьячину и Ю.Любимову) пришлось многие прелюбопытные эпизоды булгаковского повествования дать одним штрихом, намеком, в расчете на зрителя, роман читавшего.

Наверное, правильнее было бы назвать спектакль не "Мастер и Маргарита", а как-то иначе. Не слишком выразительная в любимовской трактовке тема любви Мастера и его подруги меркнет рядом с режиссерской продуманностью, отточенностью и завершенностью линии Воланда (В.Смехов или В.Соболев) и его поразительной свиты, а также ершалаимскими сценами Иешуа (А.Трофимов) и Пилата (В.Шаповалов).

Смысловой центр спектакля - евангельские фрагменты. Пустое пространство погружено в полумрак. Высвечен лишь правый угол, там - массивная золоченая рама, подчеркивающая силу и могущество расположившегося за нею Пилата, но вместе с тем символизирующая ограниченность его власти, невозможность поступать, повинуясь собственной совести. Прокуратор так и останется неподвижным заключенным этой рамы-тюрьмы-вечности до конца действа. Столь же скуп на движения и жесты антагонист Пилата - Иешуа Га-Ноцри. Эти две фигуры воспринимаются одновременно как некие "полюса" и как нечто нерасторжимое.

Отягченный многочисленными вводами молодых артистов на труднейшие роли (к примеру, Азазелло или Маргарита) этот спектакль сегодня напоминает музейный экспонат, удачно подновленный, но не совсем настоящий.
Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.